Менеджмент в бюджетных учреждениях: мотивация персонала: Методическое пособие, страница 8

Для специалиста необходимо прежде всего иметь достаточную квалификацию и область работы, на результат которой имеется спрос. Таких специалистов в государственной сфере очень мало (основная часть ушла в частный бизнес). Следующий вопрос, который необходимо решить – юридический. Имеет ли право учреждение оказывать платные услуги? Как переделать устав? Как организовать процесс: в какое время оказывать услуги – в рабочее или нерабочее, как проводить деньги, нужен ли кассовый аппарат и т.д. и т.п. Это серьезная головная боль, особенно сейчас, когда налоговая полиция не дремлет. Поэтому здесь, кроме профессиональной квалификации, необходимо иметь организаторские способности, знать законы, и вообще всячески вертеться.

И наконец, еще один важный вопрос – как на это посмотрит начальник учреждения. Очень мало руководителей из альтруистических побуждений позволяет своим сотрудникам оказывать платные услуги в их учреждениях – для начальника это дополнительная головная боль и ответственность. Как правило, они требуют неофициальную денежную «долю» или какие-либо ее эквиваленты. Если их величина разумна, сотрудники с удовольствием идут на это. Иногда особо «продвинутые» руководители позволяют сотрудникам «раскрутить» дело, а потом ставят их перед фактом – плати, или запрещу.

Если вы рядовой сотрудник и решили организовать платные услуги, тщательно взвешайте все личностные особенности вашего начальника, укрепите с ним доверительные отношения и заранее обговорите все условия и возможные «подводные камни». Все это лучше прописать.

Если вы руководитель, разрешайте платные услуги только порядочным, ответственным, проверенным и квалифицированным сотрудникам. Тщательно пропишите официальную и неофициальную ответственность и все условия такой работы. Не думайте, что платные услуги автоматически дают бешеные прибыли. Считайте не только доходы, но и расходы вашего подчиненного. Затраты, как правило, бывают достаточно велики – это и приведение помещения в надлежащий вид, и маркетинг, и амортизация, и канцелярские расходы, а главное – время, а оно тоже стоит денег.

Еще одна сторона платных услуг – зависть со стороны коллег. Как правило, те, кто не умеет зарабатывать деньги, очень сильно завидуют тем, кто это делать умеет (отголоски классовой ненависти). Поэтому отношения в коллективе также являются очень значимым фактором успеха. Если они плохие, запросто ожидайте «подставок» и даже откровенного саботажа вашей деятельности. Учтите, что может понадобиться приплачивать кому-то из коллег за мелкую помощь или даже за то, чтобы они не мешали вам. Поэтому заранее закладывайте в ваши финансовые расчеты «непредвиденные» расходы.

Иногда платные услуги организуют так, что клиенты вынуждены платить. Как правило, это незаконно, но никто об этом не знает – поэтому и платят.

3. Неофициальная организация платных услуг.

Заключается в использовании ресурсов организации для заработков без каких-либо официальных документов и проведения денег через кассу. Такие услуги распространены во всей бюджетной сфере очень широко и для рядовых сотрудников обычно составляют основной источник дохода, иногда в 2-3 и более раз превышающий зарплату. Можно получать деньги за то, что ты и так делаешь «как бы» за зарплату, а можно – за дополнительные услуги. Например, в медицине уже считается нормальной практикой заплатить лично врачу за лечение или диагностику.

«Мы цветы не пьем» - объявление на дверях ординаторской в одной из больниц.

Такая практика у нас уже морально узаконена. Никто не ожидает от врача квалифицированной работы и элементарного внимания без оплаты. Если раньше пациенты, стесняясь и краснея, в темном углу совали доктору коробку конфет и коньяк, сейчас просто кладут на стол деньги, говорят «спасибо» и уходят. Те клиенты, которые сами зарабатывают подобным образом, поддерживают корпоративный дух и несут деньги мимо кассы, даже если она имеется.

Иногда руководители борются с этим, но, как правило, смысл их борьбы сводится к следующему: «бери, но не попадайся, и чтобы я ничего об этом не знал». Иначе квалифицированный специалист уйдет.