Менеджмент в бюджетных учреждениях: мотивация персонала: Методическое пособие, страница 4

Приобретает все большее значение и является весьма перспективным регулятором функционирования государственных пирамид. Наибольшее развитие она приобретает в сферах здравоохранения и производства. Количество судебных исков к врачам растет настолько быстро, что в их рядах наблюдается настоящая паника. Как результат, растет потребность организаторов здравоохранения в освоении соответствующих разделов юриспруденции. Возникают различные организации, берущиеся защищать врачей – ассоциации, объединения. В целом, такая система представляет собой нормальный саморегулирующийся рыночный механизм. К сожалению, в области образования и социальной защиты подобные механизмы пока не функционируют настолько, чтобы оказывать серьезное регулирующее влияние. Судебно-экономическая обратная связь работает как раз на уровне исполнительных учреждений.

Для частных учреждений судебно-экономическая связь работает еще сильнее, чем для государственных.

Конкуренция.

Конкуренция в государственных учреждениях может быть только за бюджет. Но это, скорее, конкуренция не между организациями, а между личными связями их руководителей. Конкуренцию же за клиента государственные учреждения (как целостные системы) не имеют и не могут иметь по определению.

Зато для частных учреждений конкуренция за клиента играет важнейшую роль и заключается в борьбе за рынок с другими частными учреждениями сходного профиля.

Итак, первое фундаментальное отличие между государственным и частных учреждением заключается в том, что частное учреждение не является частью пирамиды, т.е. обобщающей структуры, в такой степени, как государственное.

Второе отличие заключается в том, что в случае частного учреждения все регуляторные внешние обратные связи гораздо сильнее, так как работают в основном на одном уровне (самого учреждения) и не образуют длинных цепочек.

Особо следует остановиться на финансовом регулировании. Поступление основного ресурса идет от одного и того же исходного источника – населения – но осуществляется принципиально разными путями. Частное учреждение получает деньги непосредственно от того, кому оно оказывает услугу, причем сразу. Государственное учреждение получает деньги через длиннейшую цепочку, причем оказание услуг и получение денег практически никак не связаны во времени.

Кстати, все это отнюдь не значит, что государственная система «хуже» частной - она, конечно, менее эффективна, но одновременно и дешевле для потребителя. Соотношение «цена/качество» у них примерно одинаково, что и оправдывает их параллельное существование.

Как же получается, что, например, государственное здравоохранение развитых стран работает гораздо более эффективно, чем в России? Во многом потому, что все перечисленные обратные связи там гораздо сильнее – и общественное мнение, и выборы, и конкуренция. Малоэффективная длинная финансовая цепочка в госсистемах развитых стран с лихвой компенсируется этими обратными связями. Попробовал бы врач государственного госпиталя в Англии поговорить с пациентом грубо – тут же начался бы грандиозный скандал вплоть до судебного иска. Сильные обратные связи сильнейшим образом стимулируют и профессионализм работников. В нашей же бюджетной сфере профессионалы невыгодны.

В мире существует большое количество разных систем здравоохранения и образования. Их эффективность определяется не типом модели подчинения и финансирования, «больше или меньше соответствующим социальному устройству», а организацией механизма сильных обратных связей, в основе которого опять таки лежат культуральные особенности. Поэтому меня удивляют бесконечные обсуждения и реформы: то мы разделяем, то объединяем ведомства, то организуем новые, то разгоняем старые. То мы вводим одну систему финансирования, то другую. То же самое происходит на уровне схем подчинения и самих исполнительных учреждений. Каждая новая команда управленцев объявляет, что все, что делалось раньше – «неправильно», а вот сейчас будет «правильно».

Мы перейдем теперь к рассмотрению целей функционирования и источников ресурсов государственного и частного учреждения, а потом вернемся к обратным связям – теперь уже внутренним.