Менеджмент в бюджетных учреждениях: мотивация персонала: Методическое пособие, страница 14

Молодой будущий «Профессионал» старается сойтись и быть ближе с теми, у кого можно реально поучиться. Он понимает, что за внимание, которое ему будут уделять, нужно платить. Он готов – деньгами, временем, услугами, даже лестью и унижением. Это неприятно, но это временно и по необходимости – он понимает это. В глубине души он презирает тех, кто не умеет зарабатывать деньги и «протирает штаны» за государственную зарплату. Но он никогда не говорит этого вслух, демонстрируя ко всем уважение. Как только «учителя» становятся не нужны, он идет дальше, хотя и поддерживает с ними связь, стараясь не портить отношения. Большинство, став настоящими профессионалами, уходят в бизнес. Но некоторые закрепляются, если повезет, в бюджетных организациях, имеющих хорошие возможности приработка. Лишь очень малая часть «сдувается», переходя с годами в категорию «исполнителей». Некоторые же, почувствовав вкус, переходят в категорию «организаторов» и делают управленческую карьеру.

«Профессионалы» среднего возраста – это те, на ком держится настоящая качественная работа в бюджетной сфере. От «исполнителей» их отличает настоящее мастерство, энергичность, умение ставить и достигать цели, способность непрерывно повышать квалификацию, осваивать новые профессиональные области. Тем не менее, они достаточно часто недооценивают свои способности и квалификацию, и поэтому побаиваются оторваться от гарантированной зарплаты и уйти в частный бизнес.

«Профессионалы» пользуются популярностью и имеют авторитет, их имена известны среди коллег и клиентов. Руководители, как правило, очень ценят их, но чаще держат на дистанции, побаиваясь профессиональной конкуренции, и предпочитают заключать с ними неписаные сделки о сферах влияния.

Как правило, «Профессионал» может занять руководящую должность неожиданно и лишь «на стороне» (если есть связи) по приглашению. В своем учреждении он не выдерживает конкуренции с «организаторами» и «карьеристами», имеющими гораздо более тесные взаимоотношения с вышестоящим руководством.

В старшем возрасте «профессионалы», не занявшие руководящие посты, становятся авторитетными «учителями». Они, как правило, пользуются наибольшим уважением, причем искренним, без лести. Именно с ними стараются сотрудничать молодые «профессионалы» для того, чтобы набрать профессиональный опыт. «Учителя» все реже гонятся за ресурсами, получая огромное душевное удовлетворение от своей работы. Обидеть «учителя» даже в циничной морали властных структур считается неприличным, хотя такие случаи периодически встречаются.

«Профессионалы» старшего возраста отличаются хорошим здоровьем, до глубокой старости сохраняя живой ум, подлинную мудрость и доброе отношение к людям.

«Организатор».

Профессиональная компетентность: средняя.

Организационная компетентность: высокая.

Амбиции: высокие.

Средний процент в современной бюджетной сфере: примерно 5-10%.

Способности к добыче дополнительных ресурсов: высокие, за счет использования служебного положения – махинаций среднего масштаба, взяток.

Примерно половина руководящего состава бюджетных учреждений относится к «организаторам».

В молодости они имеют относительно высокий интеллект: достаточный, чтобы планировать свою карьеру, ставить цели, заводить и укреплять связи, но недостаточный для того, чтобы стать настоящим профессионалом (хотя они уважают профессионализм и направляют некоторые усилия в эту сторону). Но большая часть энергии направляется на карьеру. Это происходит еще и вследствие достаточно трезвой самооценки: они понимают, что в бизнесе они не будут очень успешными. А наличие высоких амбиций не позволяют им долго находиться на «вторых» ролях. Поэтому делается вывод: лучше я буду иметь власть, деньги и комфортную жизнь в бюджете, чем проигрывать профессиональную конкуренцию в бизнесе.

«Организаторы» придают огромное значение сертификатам, удостоверениям, свидетельствам, степеням и званиям, призванным подчеркнуть и усилить их социальный статус и профессионализм. Поэтому их поведение иногда имеет демонстративный оттенок.