Менеджмент в бюджетных учреждениях: мотивация персонала: Методическое пособие, страница 2

В этой уникальной системе все принципы нормального менеджмента не работают. Изучая менеджмент, управленцы и рядовые сотрудники бюджетной сферы лишь уныло вздыхают, прекрасно понимая, насколько далеки книжные сентенции от их реальной жизни.

Вся логика изложения будет базироваться на фундаментальном тезисе:

Любая самоорганизующаяся система является более или менее открытой и стремится к поддержанию своего гомеостаза, т.е. внутренней структуры и стабильных связей [1,2].

Этот тезис давно известен и совпадает во всех и древних, и современных теориях систем и теориях устройства мироздания. Поддержание своего гомеостаза – это фундаментальная, базовая цель любой самоорганизующейся системы, будь то атом, молекула, звезда, живая клетка, организм, организация, социум.

Для поддержания гомеостаза системы фундаментальное значение имеют 1) источники ресурсов и 2) регулирующие отрицательные обратные связи. Обратные связи существуют:

1.  Внутри системы между ее элементами (внутренние обратные связи). Например, внутри организации работают обратные связи между руководством и сотрудниками (вертикальные); между самими сотрудниками (горизонтальные).

2.  Между системой и внешней средой, представленной другими элементами «надсистемы». Например, организация связана с клиентами, поставщиками, налоговыми органами, вышестоящими организациями.

В данной книге я не ставлю целью охватить все аспекты такой сложной темы, как менеджмент. Я остановлюсь лишь на достаточно узком вопросе – мотивации персонала. Все выводы и рекомендации будут основаны на предварительном сравнительном анализе бюджетного и частного учреждений как самоорганизующихся систем. В частности, регулирующих обратных связей и особенно, источников ресурсов - как для организации в целом, так и для ее элементов – сотрудников.

               Считаю необходимым сделать важные предупреждения читателю.

  1. Книга не является в строгом смысле «научной», так как данные, представленные в ней, и сделанные на их основе выводы не являются статистическими и не могут автоматически распространяться на всю бюджетную сферу РФ. Всегда имеются исключения.
  2. Все примеры, приведенные в книге, не указывают на какие-либо конкретные организации и людей. Примеры носят иллюстративный характер, все возможные совпадения случайны.
  3. Автор не претендует на абсолютную истину, но готов отстаивать свое мнение в честной дискуссии и рамках закона о свободе слова.

Глава 1. Внешняя регуляция бюджетного и частного учреждений

«Комитет – это двенадцать человек, делающих работу одного»

Джон Кеннеди

И государственное, и частное учреждение оказывает какие-либо услуги обществу (внешней среде) – лечит, учит, страхует и т.д. Внешняя среда реагирует - и регулирует учреждение через внешние обратные связи.

Наиболее важные механизмы внешней обратной связи – это:

1.  Финансовое регулирование;

2.  Административное регулирование (управление);

3.  Лицензионные требования;

4.  Налоговая политика;

5.  Общественное мнение;

6.  Судебно-экономическая обратная связь;

7.  Конкуренция.

Сравним систему внешних обратных связей бюджетного исполнительного учреждения (например, больница, школа, вуз и т.п.) и частной организации. Схема внешних обратных связей бюджетного учреждения показана на Рис. 1, а частного – на Рис. 2.

 

Рисунок 1. Схема основных внешних регулирующих обратных связей в пирамидальной системе власти бюджетной отрасли.

Рисунок 2. Схема основных внешних регулирующих обратных связей в частном учреждении.

Финансовое регулирование.

Это основная обратная связь, так как финансы – это ресурсы организации, без которых она не в состоянии функционировать. Финансовые потоки показаны на рисунках двойными стрелками. Базовым источником ресурсов является население. В бюджетную организацию деньги попадают длинным путем: сбор налогов у населения, централизация в федеральных и местных органах власти, затем формирование бюджета, который спускается сначала на отрасль, затем в промежуточные отраслевые ведомства (реальная схема может быть немного разнообразней), и только потом – в исполнительное учреждение.