Менеджмент в бюджетных учреждениях: мотивация персонала: Методическое пособие, страница 25

Принцип 8. Напоминания.

Не ждите, пока сотрудник надолго забудет о том, что вы его попросили, чтобы потом отругать его. Спокойно напоминайте ему и интересуйтесь, как продвигается выполнение поручения.

Принцип 8. Никогда не пейте вместе с подчиненными.

Во-первых, вы можете сболтнуть лишнее, во-вторых, ваш пьяный вид стимулирует сотрудников к панибратству и снижает ваш авторитет в их глазах.

Принцип 9. Повышение имиджа вашего коллектива.

Этот принцип направлен на кондиционирование у сотрудников убеждения, что они работают в уникальном коллективе и им очень повезло. Как можно больше создавайте видимость работы перед вышестоящей инстанцией. Используйте все методы.

Все время тонко намекайте сотрудникам, что ваш коллектив лучший, а в остальных работают недоумки и бездельники. Придумайте внешние атрибуты – униформу или ее элементы, отличные от других. Например, если вы главный врач, обеспечьте сотрудников халатами такого цвета, какого нет больше ни в одной больнице. Если вы директор школы, введите особые значки для учеников и учителей.

Разработайте эмблему коллектива и повесьте ее на видное место. Можно придумать лозунги, девизы, изречения. Придумайте что-нибудь особенное в помещении: покрасьте потолки или полы в особый цвет, в крайнем случае, проведите по стенам цветную полосу с обязательным объяснением ее значения (пусть даже абсолютно непонятным). Хорошее впечатление производят разные необычные аббревиатуры и цифры. Например, я возглавлял небольшую консалтинговую фирму, назвав ее «Технология успеха – 334». Только ленивый не спрашивал, что такое «334».

Сделайте нестандартное, необычное оформление своего кабинета (для примера можете посмотреть мой). Стимулируйте к этому сотрудников и поощряйте их действия в этом направлении – это более достойное дело, чем компьютерные игры и сплетни. Особенно перспективны в этом отношении «бездельники» - это их займет.

Принцип 10. Внешний враг.

Ничто так не сплачивает сотрудников и не объединяет их с руководителем (одновременно повышая его статус), как борьба с внешним врагом. Саму борьбу можно вести только в своем воображении, но сотрудники должны чувствовать локоть соседа в этом нелегком деле. Внешним врагом лучше выбрать какую-нибудь далекую организацию (например, министерство, находящееся в другом городе). Как руководитель, вы будете сообщать сотрудникам сводки с поля боя, на котором вы – полководец, а они – верные офицеры и солдаты, вплоть до уборщицы. Внешний враг удобен еще и тем, что на него можно сваливать все ваши собственные промахи и проколы, а также невыполненные вами обещания – «враги помешали».

Таким образом, любое неприятное для сотрудников дело можно представить как «наш ответный удар Усаме Бен Ладену» и оно будет выполнено с редким рвением и добросовестностью.

Принцип 11. Устранение «профессиональных ножниц».

«Профессиональные ножницы» - это резкое различие сотрудников в профессионализме.

На одном полюсе профессиональной шкалы находятся «бездельники». На другом – «профессионалы». И те, и другие вам не нужны.

Избавление от «бездельников». С «бездельниками» все понятно. Они не умеют создавать видимость работы, расхолаживают весь коллектив и являются инициаторами группового процесса. Старайтесь избавиться от них. Наиболее частая ошибка, которую делают руководители – это объявление кампаний по борьбе с «бездельниками». Такие кампании приводят лишь к возникновению коалиций и усиливают групповой процесс. Кроме того, у «бездельников» могут найтись высокопоставленные покровители, и тогда вы окажетесь в очень невыгодном положении.

Поэтому нужно устранять «бездельников» из коллектива тихо и по одному. Делается это способом, в котором все время повторяются три шага.

Шаг 1. На общем собрании коллектива дайте «Бездельнику» невыполнимое для него задание, то, с которым именно он наверняка не справится в срок (но такое, с которым сможет справиться другой сотрудник - «Исполнитель»). Сделайте это громко, так, чтобы все слышали: «Я поручаю вам, Иван Иванович, к среде подготовить отчет».