Менеджмент в бюджетных учреждениях: мотивация персонала: Методическое пособие, страница 11

Имейте в виду – про эту технологию уже всем известно, поэтому налоговые рэкетиры наверняка уже придумали что-нибудь похитрее.

10. Целевые программы.

Целевые программы – гениальное изобретение чиновников, с помощью которого на то, что необходимо делать «по определению», выделяются специальные средства (хотя, может быть, иногда это действительно эффективный механизм). Это крупные проекты, главное в которых – смета. Реализуются программы в территориальных и центральных аппаратах управления отраслью. Борьба за принятие целевых программ очень остра, нередко дело доходит до скандалов (как правило, СМИ о них не знают). Грамотно написать целевую программу и составить смету – непростое дело. Нужно обосновать все расходы и затем «пробить» программу в соответствующей инстанции. Если это получится, можно в течение срока выполнения программы получать неплохие деньги, так как проконтролировать их расходы очень сложно. В выполнении целевых программ задействуется достаточно много людей, и многие стремятся попасть в их число, поэтому среди исполнителей тоже начинается острая конкуренция. Главное здесь – личные связи с теми, кто целевую программу возглавляет и отвечает за ее выполнение. В процессе выполнения программы пишутся отчеты, которые движутся вверх по инстанциям. Отчеты представляют собой классику бюрократической прозы, цитаты из них можно публиковать в юмористических журналах.

«В городе N проведена антинаркотическая дискотека. В дискотеке приняло участие 432 человека. За время дискотеки прочитана 2-х часовая лекция о вреде наркотиков и роздана наглядная агитация в количестве 200 экз. После лекции наркоманы выбросили свои  шприцы в урны в количестве 26 шт.»

В среднем, по оценкам экспертов, финансируемые целевые программы реально выполняются на 10-40%.

Ниже все основные методы добычи ресурсов сведены в таблицу и расписаны отдельно для трех категорий работников бюджетной сферы – рядовых сотрудников; руководителей учреждений и подразделений; чиновников управленческих аппаратов.

Методы добычи ресурсов

Рядовые сотрудники

Руководители учреждений

Чиновники отраслевых управленческих аппаратов

1.  Зарплата

+

+

+

2.  Официальные платные услуги

+

+

3.  Неофициальные платные услуги

+

+

+

4.  Субаренда

+

5.  «Отмывание» через договора

+

+

6.  Списывание оборудования

+

+

7.  Манипуляция резервными фондами

+

+

8.  Взятки

+

+

+

9.  Государственный рэкет

+

+

+

10.  Целевые программы

+

+

+

Как видите, руководители учреждений имеют максимальный спектр способов добычи ресурсов. Однако таблица не содержит сведений об объемах добываемых ресурсов, которые могут меняться для работников любой из категорий в очень широком диапазоне, и какие-либо закономерности здесь обнаружить трудно, кроме одной – чем, в среднем, выше пост, тем больше возможностей.

Есть немало людей, которые существуют только на зарплату. Я не понимаю, как они живут.

Есть много людей, которые честно работают на нескольких работах по 14 часов в сутки, гробя свое здоровье и забыв о внимании к своим семьям только чтобы прокормить их. Я уважаю и жалею их.

Есть те, кто использует разные методы добычи ресурсов (в том числе и незаконные), но и дает реальную отдачу обществу. Я жалею их, но некоторых уважаю и понимаю.

Есть те, кто только создает видимость работы (либо выполняет бессмысленную работу) и гребет огромные деньги. Я презираю их.

Кто же все эти люди?

Глава 5. Основные личностно-профессиональные портреты и сценарии сотрудников бюджетной сферы.

«Баран выразил общее недоумение. Заяц выразил общее опасение. Потом встал Лев и выразил общее мнение»