Менеджмент в бюджетных учреждениях: мотивация персонала: Методическое пособие, страница 26

Шаг 2. Не напоминайте и ничего не говорите до окончания срока «Бездельнику» о поручении. Если он сам придет просить помощи или жаловаться, что не может, не успевает, уйдите от разговора, сославшись на занятость.

Шаг 3. На следующем собрании при всех спросите «Бездельника», выполнил ли он поручение. Естественно, он начнет вилять, оправдываться. Не ругайтесь, а спокойно скажите: « К сожалению, Иван Иванович не смог справиться с важным поручением. Время не ждет, поэтому я передаю это поручение Петру Петровичу». Это должен быть «Исполнитель», в котором вы уверены.

Нетрудно представить себе, что будет происходить, когда цепочка из описанных трех шагов будет повторяться в отношении Ивана Ивановича вновь и вновь (меняйте «исполнителей», которые будут делать работу Ивана Ивановича). Коллектив возненавидит его, и он вынужден будет уволиться. Обычно на это требуется 2-3 месяца. Еще один плюс, который дает этот прием, состоит в том, что Иван Иванович становится внутренним врагом, что точно также, как и внешний враг, сплачивает коллектив. Конечно, будет временное усиление группового процесса, но зато вы добьетесь результата. В этой ситуации вам будет и гораздо легче оправдаться перед возможными покровителями – вы все свалите на коллектив.

Избавление от «профессионалов». Если вы считаете, что настоящие «профессионалы» вам нужны, это ваша большая ошибка, вернее бессознательное заблуждение, возникающее только потому, что слово «профессионал» всегда носит позитивный смысл. Давайте разберемся.

«Профессионал» работает очень качественно. Его начинают хвалить клиенты, замечать другие руководители и сотрудники других организаций. При этом работа остальных ваших сотрудников начинает выглядеть бледно. Распространяются слухи вроде такого: «Вот Иван Иванович – мастер своего дела, а остальные в этом коллективе – бездельники и тупицы». Это снижает имидж вашего коллектива и ваш собственный авторитет.

Остальные сотрудники начинают втайне завидовать «Профессионалу» и тихо ненавидеть его. Он их раздражает. Он и вас может раздражать, особенно если вы пересекаетесь с ним в профессиональной деятельности и он превосходит вас. Все это ведет к дестабилизации психологической обстановки в коллективе, усилению группового процесса.

«Профессионал» гораздо менее управляем. Он может выдвинуть резонные возражения в ответ на предложение делать никому не нужную работу. Особенно неприятно, если он делает это в присутствии других сотрудников. «Профессионал» гораздо лучше замечает все, что происходит в коллективе, в том числе, ваши недочеты и промахи. Он может случайно или специально поделиться этой информацией, а она может попасть «наверх».

Наконец, «профессионал» хочет получать за свой качественный труд достойное вознаграждение. А зарплата-то у него такая же, как у всех. Он может начать искать неофициальные способы добычи ресурсов. Это вызовет еще большее раздражение сотрудников и прибавит вам головной боли и ответственности. Он может начать искать официальный способ добычи ресурсов и придет к вам с предложениями. Как правило, слишком больших денег он заработать не сможет (иначе он был бы уже в бизнесе), поэтому может предложить вам лишь сущие копейки. Стоит ли рисковать репутацией, взваливать на себя лишние проблемы и ответственность из-за мелочи?

Если же вы откажете ему, он начнет искать работу на стороне и будет работать в вашем коллективе плохо (в этом случае он не будет сильно опасен). «Профессионалы» не любят создавать видимость работы, поэтому прежде всего пострадает эта самая видимость.

Слишком качественная работа «профессионала» не нужна, так как ни вы, ни ваш коллектив не получит от этого никакой прибыли. Максимум, что вы можете получить, это некоторый дополнительный авторитет, что именно у вас работает такой ценный кадр. Как видим, минусы, которые создает «профессионал», намного перекрывают плюсы.

Поэтому, как ни крути, если сотрудник достиг опасной степени профессиональной компетенции, его нужно устранять из коллектива, что и делают все дальновидные руководители.