Менеджмент в бюджетных учреждениях: мотивация персонала: Методическое пособие, страница 5

Глава 2. Цели функционирования и источники ресурсов организации.

«Если от свободы отрезать кусочек, то вся свобода перейдет в этот кусочек»

М. Бакунин

Кардинальные различия между частной и государственной сферами, лежащие в основе принципиально разных подходов к менеджменту персонала, заключаются в конечных источниках ресурсов, схемах потребления этих ресурсов, и возникающих, как следствие, целях функционирования организаций.

Как мы уже говорили, внутренней, базовой целью любой самоорганизующейся системы является поддержание собственного гомеостаза. Однако оно невозможно без обмена (в широком смысле) с внешней средой [1,2]. Внешняя среда является для системы источником ресурсов, и при нормальном обмене должна получать «продукт» функционирования системы. Например, учреждение здравоохранения должно лечить людей и за это получать соответствующие ресурсы, обеспечивающие «гомеостаз». Поэтому базовая цель всегда подразумевает наличие внешней цели функционирования системы, то есть того, для чего система предназначена во внешней среде. Внешняя цель функционирования всегда так или иначе связана с источником ресурсов через обратные связи: внешняя среда должна оценивать «продукт» работы системы и обеспечивать ее соответствующим количеством ресурсов.

В предыдущей главе мы рассмотрели внешние обратные связи в учреждениях государственной и частной сфер. Давайте определим, что является для той и другой источником ресурсов и внешней целью.

В частной организации внешняя цель функционирования – оказание услуги клиенту, от которого организация получит ресурс – деньги, и сможет поддерживать свой гомеостаз

В государственной же организации оказание каждой услуги не приводит само по себе к получению ресурса (мы рассматриваем сейчас чисто бюджетную организацию). Конечный источник ресурсов государственного учреждения - бюджет, который определяется на основании множества факторов – государственной политики, собранных налогов, отчетов о работе, штатной структуры, сложнейшей системы личных связей и т.д. и т.п. Конечно, некоторые из этих факторов отражают реальный результат работы учреждения, но в целом эта обратная связь НЕСОИЗМЕРИМО БОЛЕЕ СЛАБАЯ. За исключением судебно-экономического, остальные механизмы обратной связи образуют длинные цепочки, идущие от населения через верхние этажи пирамиды. Естественно, скорость и сила реакции через такие цепи очень малы.

Все было бы еще не так плохо, если бы бюджет был адекватен социальным нормам уровня жизни. В этом случае система менеджмента позволяла бы требовать от людей качественной работы хотя бы с помощью моральных стимулов – как и было при социализме. Но зарплаты сотрудников бюджетной сферы настолько низки и независимы от качества, количества и результата работы, что усилия и время всех сотрудников учреждения, а значит и учреждения в целом переориентируются в другую сторону.

Актуальным в условиях мизерных зарплат становится получение как можно большего количества денег из бюджета и из любых других доступных источников.

Внешней целью бюджетного учреждения как целостной системы становится не оказание услуг, а получение денег любыми способами, кроме оказания услуг – чтобы поддерживать свой гомеостаз.

Если человека не кормить, он постепенно забудет о справедливости, добре, стремлении принести пользу обществу – и начнет добывать себе пищу любыми способами. То же происходит и с целостной организацией.

Оказание услуг производится лишь постольку, поскольку оно может повлиять на решения вышестоящих органов о финансировании или сохранении руководителя на своем посту.

Не следует думать, что я все время пытаюсь показать, какие хорошие частные учреждения, и какие плохие – государственные. Надеюсь, мышление читателя шире, чем примитивное «черно-белое».

Например, частная сфера здравоохранения может «морочить» голову населению «новыми» методами диагностики и лечения с целью выудить у него побольше денег, но короткие и сильные цепочки обратных связей и получение ресурсов непосредственно у пациента не делают эти «ножницы» слишком большими – если не будет результата, не будет и денег. Обман сработает, но ненадолго, что и наблюдалось в период становления рыночных отношений, когда обезумевшие от возможности быстрого обогащения предприниматели организовывали фирмы-однодневки и пирамиды «МММ». Сейчас это проходит все меньше и меньше.