Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 87

КС думает что это местная публичная власть, которая однако не является государственной.

Субъекты права на осуществление местного самоуправления

Это субъективное право гражданина и коллективное право организованного населения.

Это право в первой главе не названо, но оно помогает реализовать политические права из первой главы.

ФЗ 131 говорит что это комплекс прав по осуществлению местного самоуправления.

Конкретизация прав на местное самоуправление установленных в конституции:

·  Право население самостоятельно определять структуру местного самоуправления

·  Право на выражение мнения подлежащего обязательному учёту при изменении границ муниципального образования

·  Право на судебную защиту

·  Право на компенсацию расходов изза решений федеральных органов.

Но население тут имеет юридическое значение как организованное сообщество, а не просто совокупность граждан проживающая в местности.

Поэтому субъекты именно муниципальные образования – потому что они осуществляют права и несут обязанности

Например по удмуртскому делу в КС обратилась группа граждан с жалобой на препятствия к осуществлению их права на МСУ. Но при этом КС в качестве субъектов по конкретному нормоконтролю признаёт МО в виде органов, ДЛ, непосредственно населения.

Понятие и признаки муниципальных образований

Признаки МО:

·  Решают вопросы местного значения и иные вопросы и иные полномочия если это не противоречит их существу и предусмотрено высшими актами.

·  Имеют устав МСУ, свою символику. Устав регистрируется в гос. органах.

·  Имеют право на объединение во всякие объединения муниципальных образования.

·  Имеют территорию и границы

·  Имеют выборные и иные органы и ДЛ которые могут действовать от имени МО и приобретать для него права и обязанности.

·  У них экономическая и финансовая самостоятельность. Они имеют местный бюджет и сами являются собственниками.

У них куча черт юр. лица. Помимо перечисленных, они сами регистрируются в реестре, к ним применяется процедуры образования и преобразования.

Поэтому некоторые их считают особыми юр. лицами – юр. лицами публичного права.

Отличия от статуса юр. лица или корпорации:

·  Не основано на членстве, а это определяющий признак корпорации.

·  По ГП это особый субъект ГП отношений как субъект и РФ, но не юр. лицо. Это ППО

·  Правами юр. лица наделяются по ФЗ 131 и уставу органы МО.

Есть правда проблемы, потому что по ГП МО могут действовать от своего имени и в своих интересах, и как понимать свой интерес это вообще вопрос. Вторая проблема того, что в ФЗ 131 теперь ещё и органы могут быть юр лицами и отсюда проблемы:

·  Субъектами наделения полномочиями федерации и субъектов являются органы МСУ. Они могут решать и иные вопросы не включенные в перечень вопросов МСУ, но находящиеся в его компетенции

·  Именно деятельность ДЛ и органов является объектом контроля государства, а не деятельность МО.

·  Субъекты ответственности перед государством и юр. лицами это также органы и юр. лица.

·  Они – учредители муниципальных хозяйственных обществ и учреждений

·  Они совершают сделки и являются собственниками имущества

·  Они осуществляют межд. и внешнеэкономические связи

Органы местного самоуправления выступают в таких отношениях как органы МО, т.е. от имени МО.

Поэтому субъектом должен быть МО.

А получается например что при внешнеэкономических связях связи между органами а не МО. А должно быть, чтоб МО первые были, а от них производны были отношения между их органами.

Нужно преодолеть подмену МО органами МСУ.  Кроме того статус органа не должен связываться с наличием статуса юр. лица.

Типы муниципальных образований. Принципы создания муниципальных образований и критерии разграничения муниципальных образований различных типов

ФЗ 131 разграничивает их на типы и уровни:

·  Городское и сельское поселение

·  Муниципальный район. Там поселения и межселенческие территории