Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 70

·  Он обязан издавать указы не противоречащие К и ФЗ, если К и законы не урегулировали область отношений, а она нуждается в регулировании.  Например он утверждает своим указом не только структуру ,но и систему ФОИВ. Также он имеет полномочия по применению мер федерального воздействия на органы исполнительной власти субъектов. Это всё вытекает из неконкретного положения конституции, о том, что президент – гарант конституции.

·  Данные полномочий не безграничны и имеют свои пределы. Акты президента не могут противоречить ФЗ и Конституции, а его акты по восполнению пробелов в законодательстве имеют временное ограничение (до принятия закона по этому вопросу).

Но некоторые считают, что так жить нельзя, потому что иначе получает что принцип разрешено всё что не запрещено распространяется на президента как на публичное лицо, а это недопустимо.

Срок полномочий, основания и порядок прекращения полномочий президента РФ.

Избирается на 6 лет. Выборы назначает СФ. В переходных положениях конституции сказано что президент, которого избрали до принятия конституции осуществляет свои полномочия  и после  её принятия. КС сказал что срок президента не может исчисляться заново после принятия конституции, потому что принятие конституции было одновременно решением вопроса о продолжении правления ранее избранного президента.

Президент вступает в должность с момента принесения присяги. С этого момента полномочия старого президента прекращаются. Можно прекратить полномочия досрочно в следующих случаях:

·  Отставки

·  Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия,

·  В случае отрешения от должности.

От того, что нет регламентации первых двух положений и от того, что перечень закрытый много проблем.

Первое – это добровольное сложение полномочий.

КС в постановлении указал толкование стойкой неспособности по состоянию здоровья:

·  Нельзя сюда распространять основы законодательства по охране здоровья и их правила, потому что это особая конституционная процедура.

·  Правовое регулирование этого вопроса это задача не судебной власти а законодательной. Поэтому КС сам не может по этому поводу ничего сказать по существу.

·  Цель процедуры – объективное установление факторов, делающих невозможным для президента исполнение его конституционно правовых обязанностей

·  Это исключительные основания прекращения полномочий, поэтому процедура не может быть упрощённой, она может быть приведена в действие, когда все временные неспособности исполнять полномочия исчерпаны и невозможна добровольная отставка, здесь волеизъявление президента по прекращению полномочий не обязательно, при соблюдении процедуры должен обеспечивать баланс и взаимодействие всех ветвей власти, нужно регламентировать в том числе и отношения по запросу и получению информации о состоянии здоровья президента, это не нарушает и не затрагивает неприкосновенность президента.

Отрешение от должности это конституционно-правовая ответственность. Он отрешается СФ по обвинению ГД в изменен или ином тяжком преступлении, при наличии заключения ВС о наличии состава преступления и заключении КС о полном соблюдении процедуры. Только после отрешения от должности возможна уголовная ответственность. А так у него неприкосновенность.

ГЛ принимает 2\3 по инициативе 1\3 при заключении специальной комиссии. А СФ принимает 2\3 в три месяца после выдвижения обвинения. Иначе оно отклоняется автоматически.

Более подробно смотреть регламенты палат ФС.

В регламенте ГД:

·  Содержатся признаки состава в предложении, а если составов несколько, то несколько предложений

·  Регламентация деятельности комиссии. Она смотрит процедуру выдвижения предложения и обоснованность обвинений

·  Принимается постановление ГД о выдвижении обвинений.

Постановление в 5-дневный срок идёт в СФ. Далее после заключения ВС СФ на заседании решает вопрос о запросе в КС о том была ли соблюдена процедура. Этот вопрос должен быть решён в течение месяца после принятия обвинительного постановления ГД.  КС отвечает в течение 10 дней. Если найдётся факт не конституционности процедуры, она прекращается.