Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 16

·  собрания граждан, в том числе в границах территорий где есть ТОС,

·  самоорганизация граждан для осуществления своих интересов под свою ответственность по вопросам местного значения,

·   публичные слушания, где обсуждаются НПА по вопросам местного значения,

·  опросы граждан для выявления мнения населения,

·  индивидуальные и коллективные обращения граждан.

Перечень открытый, можно использовать и иные формы, не противоречащие конституции РФ.

НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО:

В узком смысле это специальные органы, наделённые властные полномочиями, сформированные народом, представляющие социальные, региональные, национальные интересы. Это представительные органы государственной власти и представительные органы МСУ.

В широком смысле это вышеназванное плюс должностные лица, которые можно рассмотреть как единоличный орган, избираемый на основе свободных выборов. Это президент, главы муниципальных образований.  Косвенно избираются главы субъектов (через представительный орган субъекта, который избирается напрямую).

Кроме властных форм есть ещё и общественные формы народного представительства.

Органы для общественной экспертизы законопроектов, общественного контроля за деятельностью властных структур. Мнения таких органов не обязательны, но подлежат обязательному рассмотрению.  Пример – общественная палата состоящая из граждан имеющих особые заслуги перед РФ, они утверждаются президентом, кроме того, туда входят представители региональных, межрегиональный и общероссийских общественных объединений кроме политических партий.

По способу формирования представительные органы можно разделить:

·  формируемые народом на основе всеобщих равных прямых выборов

·  формируемые косвенным путём – через органы прямого народного представительства или иные выборные органы

К первой группе:

Государственная Дума – пропорциональная система, 450 депутатов, единый федеральный избирательный округ.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов федерации – как минимум одна из палат непосредственно гражданами и минимум 50% по пропорциональной системе.

Представительные органы муниципальных образований – порядок выборов устанавливается законом субъекта РФ. Можно и мажоритарную и пропорциональную систему.

ВТОРАЯ ГРУППА – КОСВЕННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО:

Оно нужно для учёта мнений различных сообществ и территориальных образований.

Это:

Совет федерации – нужен чтоб представлять выражать и согласовывать интересы субъектов, член совета избирается органом субъекта на срок его полномочий, а второй назначается высшим должностным лицом на срок его полномочий (лица и органа а не члена).

С 2011 года в кандидаты будут предлагаться депутаты законодательного органа субъекта или муниципального представительного органа.

Можно установить двухпалатную структуру законодательного органа субъекта. Структура формирования второй палаты определяется субъектом самостоятельно в его основном законе.

Может быть косвенное представительство – палата формируется из представителей административно территориальных единиц и муниципальных образований.

Представительный орган муниципального района тоже может не избираться прямо. Могут в него входить главы муниципальных образований и представители представительных органов муниципальных образований на его территории.

Высшее должностное лицо субъекта наделяется полномочиями законодательным органом субъекта по представлению президента.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом образования может или избираться населением или представительным органом образования из своего состава.

Все иные государственные или муниципальные органы производны от органов сформированных народом. В частности на федеральном уровне все вопросы по органам решает или президент или ФС.

·  Статус федеральных органов, порядок формирования и работы написан в ФЗ и ФКЗ. Принимает ФС подписывает президент.

·  Президент при согласии ГД формирует правительство.

·  Президент РФ утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.