Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 56

1.  Собственные полномочия субъектов. Они реализуются на основе НПА субъектов, договоров и соглашений даже при отсутствии ФЗ, но только за счёт бюджета субъекта за исключением субвенций из федерального бюджета. При этом данный перечень может быть изменён либо через внесение изменений в ФЗ №184 либо через опережающее регулирование субъектов и никак иначе. НО ВСЯКИЕ ОТРАСЛЕВЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ КОНКРЕТИЗИРУЮТ ПОЛНОМОЧИЯ ИЗ ФЗ №184 И ПОЛУЧАЕТСЯ РАСХОЖДЕНИЕ МЕЖДУ ТЕМ ЧТО В СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ И ТЕМ, ЧТО В №184. ЭТО НАРУШЕНИЕ ПРИНЦИПА ТОГО, ЧТО В №184 ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ. К тому же, иногда получается что закреплённое полномочие не подпадает ни под 1 предмет совместного ведения. Например материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта федерации. Получается расширительное токование предметов в ФЗ №184 и включение туда ещё и исключительных предметов субъекта.

ФЗ № 199 дополнил данную группу ещё двумя полномочиями: полномочие по участию в деятельности РФ по реализации полномочий исключительного ведения РФ и совместного ведения за счёт собственных средств и если такое участие предусмотрено ФЗ. Второе – полномочия по установлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, вне зависимости от установления в ФЗ данного права. По второму полномочию ФЗ № 184 признаёт право опережающего регулирования.

2.  Те которые осуществляются на субвенции рассматриваются не как те которые в совместном ведении, а как те которые делегируются субъектам «иными ФЗ». 

Правовые формы передачи это ФЗ и соглашение. Расширительно толкуется предмет соглашения. Это не только исключительные права РФ, но и права РФ по совместному ведению, не попавшие в перечень ФЗ №184 ст. 26.3 п.2. но тогда есть препятствие к заключению. Сначала нужно в ФЗ определить круг полномочий ФОИВ, которые подлежат передаче. Но есть оговорка, что соглашение заключается только если нельзя полномочия в равной мере возложить.  ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ФЗ ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА, ХОТЯ В САМОЙ КОНСТИТУЦИИ РЕЧЬ ИДЁТ ЛИШЬ О СОГЛАШЕНИИ. КС сказал что ФЗ, который осуществляет разграничение полномочий по конкретному предмету может передавать часть полномочий но с обязательным финансовым разграничением трат на их реализацию. Тут полномочия финансируются субвенциями.

ВЫВОДЫ:

1.  Есть презумпция изначальной принадлежности полномочий данной группы органам государственной власти РФ

2.  Полномочия в основном передаются ФЗ и осуществляются на субвенции, за исключением случаев, когда не нужны субвенции. Субъекты РФ могут использовать собственные материальные ресурсы для осуществления части полномочий

3.  Полномочия имеют временный характер, потому что ежегодно вводятся в действие ФЗ о бюджете на текущий год, если конечно осуществление полномочий не предусмотрена за счёт денег субъекта.

4.  Передаются только полномочия в сфере исполнительной власти. Исключение только законы субъектов, по которым они отдают часть финансирования на полномочия федеральные которые им передали.

5.  Конечную материальную ответственность по исполнению переданных полномочий несёт РФ, потому что исполнение полномочий в итоге относится к её первичным расходным обязательствам

6.  Требования к ФЗ о передаче полномочий: должны устанавливать: права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, а также высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по осуществлению соответствующих полномочий, в том числе по определению структуры органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих указанные полномочия, и назначению руководителей таких органов; порядок предоставления высшим должностным лицом или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, в том числе о достижении установленных Правительством РФ целевых прогнозных показателей и расходовании субвенций из федерального бюджета; порядок контроля и надзора за исполнением переданных полномочий со стороны федеральных органов исполнительной власти государственной власти, условия и порядок изъятия соответствующих полномочий у органов исполнительной власти субъекта РФ, возмещения субвенций, предоставленных бюджету субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий; способ (методику) и (или) федеральные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета.