Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 49

Раньше конфедерации были в основном для обороны, а теперь ещё на основе социально экономических функций.

Конфедерация позволяет государствам в полной мере сохранять свой суверенитет, поэтому вопрос их признания государствами остаётся спорным.

Унитарные государства (от лат. «unus» - один) – это единые государства, территория которых обычно разделяется на административно-территориальные единицы. Единицы не обладают собственным законодательством или политической самостоятельностью. Но они могут включать в себя отдельные автономные территории. Но сейчас появляются регионалистские государства. Это государства, которые впринципе в общей сложности состоят из автономий. Италия Испания.

Федеративные государства <QUEST3< FONT>состоят их территориальных частей, обладающих определенной долей политической власти, формирующих собственные органы государственной власти, обладающих собственным законодательством, а в некоторых случаях и конституциями.

Тут очень важна проблема государственного суверенитета.

Государственный суверенитет представляет собой политико-правовой признак государства и его свойство – самостоятельно, независимо от других властей (внешних и внутренних) определять свою внутреннюю и внешнюю политику принимать соответствующие решения т.е. верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере.

Внутренний суверенитет – возможность определять правовой статус всех субъектов и самого государства. Это не противоречит принцип народного суверенитета, потому что государственный суверенитет всё равно изначально предоставляется народом.

Про внешний суверенитет это юридическое равноправие с другими государствами. Но некоторые в определении всё же указывают, что государство всё равно демократическое, что права и свободы это высшая ценность и т.п. но это отягощение определения.

Но при этом даже если государство будет антидемократическим государством, оно всё равно будет суверенно. Поэтому данный признак левый.

Про федерации основной вопрос обладает ли субъект федерации суверенитетом или всё таки он его частично лишён?

В 90-е годы в россии была теория частичного суверенитета: по ней признаётся ещё и частичная суверенность республик в составе федерации. Но это решение не научное а политическое, потому что в 90-е чтоб сохранить территориальную целостность нужно было заручиться поддержкой республик. Но тогда республики закрепили верховенство собственного законодательства перед федеральным, а это противоречит конституции. Получилось в стране два верховенства, а это противоречит самой его сущности. Федеральный суверенитет может допускать предметы совместного ведения и предметы исключительного ведения субъектов, но даже принимая решения по вопросам исключительного ведения субъекты не могут нарушать основные правовые принципы установленные конституцией.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КС №10-П ОТ 7 ИЮНЯ 2000 ГОДА. Там дано понятие суверенитета государства как его плновластности и верховенства на всей своей территории и независимости в международных отношениях. И суверенитет россии исключает два уровня суверенности, т.е. суверенность республик и федерации. Кроме того, субъект не может брать себе даже ограниченный суверенитет, потому что иначе нарушается принцип равноправия субъектов федерации.  КС сослался ещё на исключительное право РФ заключать международные договоры.

При этом это не умаляет роли власти субъектов, так как власть субъектов является составной частью государственной власти. И по предметам своего исключительного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

Указ президента №849 разделил страну на 7 федеральных округов с полномочными представителями президента в каждом. Одна из их главных задач  - организация контроля за исполнением решений федерального органа власти. Это очень важный шаг в приведении законодательства субъектов в соответствие с законодательством федерации.

Автономия в любой своей форме – это предоставление возможности решать определенные внутренние вопросы самостоятельно без вмешательства центральной государственной власти.