Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 86

·  Основа конституционного строя

·  Форма народовластия

·  Права граждан и населения

·  Гарантия реализации прав граждан и населения

Установление общих принципов МСУ – предмет совместного ведения

Это регулирование не только регулирование муниципального законодательства. Но  и регулирование в сфере прав человека, налоговой сфере, сфере ГП, финансовое регулирование, административное законодательство.

Поэтому нельзя говорить что на федеральном уровне только общие принципы отрегулированы.

Поле присоединения к европейской конвенции местного самоуправления пошёл разговор о праве и действительной способности территориально организованного населения – территориального коллектива самостоятельно регулировать определённую часть публичных дел.

Основные характеристики местного самоуправления:

·  Это основа конституционного строя РФ, т.е. основополагающий принцип общественного и государственного устройства

·  Это демократический институт гражданского общества

·  Это форма народовластия. Самостоятельный уровень осуществления народом своей власти

·  Институт самоорганизации населения не входящий в систему гос. власти, форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения и удовлетворения повседневных потребностей членов общества, признаваемая и гарантируемая государством

·  Вид публичной власти и форма её осуществления, уровень территориальной организации публичной власти

·  Организационно обособленный элемент управления обществом и государством в широком социальном смысле

·  Вид публичной деятельности населения по решению местных вопросов самостоятельно и под свою ответственность, право населения на решение вопросов местного значения.

·  Власть по своей природе государственная

·  Децентрализованное государственное управление

·  Элемент системы публичного управления

·  Права граждан на осуществление МСУ, конституционное право человека и гражданина

Это не только права, но и обязанность на решение под свою ответственность определённой категории публичных дел и обязанность по участию в таком решении, гарантия на реализацию прав и населения конкретного муниципального образования.

Соотношение государственной власти и местного самоуправления. Сочетание государственной и общественной природы в местном самоуправлении

Спорный вопрос о его государственной или общественной природе.

Два положения организационной обособленности МСУ:

Во-первых, это форма самоорганизации граждан.

Аргументы:

·  МСУ не учреждается государством а признаётся. Это значит что это некий отличный от государства социальный институт

·  Это местная, власть, общественная власть, особый вид публичной власти не входящий ни в одну ветвь

·  Это не только коллективное право но и естественное и неотчуждаемое право гражданина на формирование и осуществление местного самоуправления, самостоятельно или совместно – решение вопросов местного значения.

·  Вопросы местного значения – вопросы социальной жизни которые не решаются и не должны решаться государственной властью. Поэтому законодатель отграничивает вопросы местного значения и государственные полномочия, которыми МСУ наделяются в особом порядке.

Вторая позиция про то что хоть они и не одинаковы, но тесно связаны.

·  МСУ учреждается гос. как публичный институт и им организуется

·  Источником МСУ является закон и конституция а не воля населения, которое только имеет право в нём участвовать

·  Хоть МСУ отделено они с функциональной точки зрения связаны с гос. властью

·  Вопросы местного значения имеют государственный характер так как связаны с правами и свободами, которые гарантируются государством, перечень местных вопросов осуществляет государство, многие вопросы местного значения реализуются в сферах, где и государство действует

Но эти две позиции не расходятся конкретно, потому что есть общественные и публично-властные элементы в МСУ.