Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 54

Во-первых, ФЗ это НПА общего действия он определяет права и обязанности всех участников правоотношений в том числе полномочия и компетенцию органов власти РФ и субъектов, осуществляя разграничение полномочий в сфере совместного ведения.

Поэтому федеральным подзаконным актом нельзя разграничить полномочия и компетенцию в сфере совместного ведения. Но можно принятие подзаконных актов на основе законов по предметам совместного ведения. При этом подзаконные акты регулируют только полномочия РФ по предметам совместного ведения и не могут влиять на полномочия субъектов и служить основой для принятия законов субъектов.

Нужно сказать, что президент как гарант конституции может обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственно власти. Поэтому он может до принятия ФЗ принимать указы, которые регулируют пробелы в законодательстве, если конституцией не предусмотрено принятие по этому вопросу ФЗ или ФКЗ. Хотя всё и неопределённо, но можно сказать, что раз только ФЗ может разграничить полномочия, то указы президента этого сделать не могут. Они могут только регулировать выполнение общефедеральных задач предметам совместного ведения. Но это в позициях КС точно не выражено это рассуждение.

Во-вторых, кроме того нет в конституции ответа возможно ли опережающее правовое регулирование субъектами тех вопросов, которых ФЗ ещё не коснулся. В то же время право субъектов РФ осуществлять собственное правовое регулирование по предмету совместного ведения до принятия федерального закона было закреплено в ст.5 Протокола к Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти краев, областей, городов федерального значения как составной части Федеративного договора от 31 марта 1992 г., положения которого сохранили свое действие в части, соответствующей Конституции РФ. Соответствие данного правила конституции подтвердил КС. Он говорит, что в принципе по природе совместной компетенции можно сначала областной думе принять закон, но когда будет подписан ФЗ этот закон должен с ним быть приведён в соответствие. По закону № 184 то же самое написано. Там ещё срок дан. 3 месяца на приведение в соответствие.

Но такое опережающее регулирование не должно вторгаться в сферу федеральных органов. Оно не должно определять полномочия федеральных органов и правила взаимодействия с ними.

КС сказал следующее по делу об общих принципах налогообложения:

·  Хотя и не было ФЗ по этому поводу, субъект не мог регулировать универсальные вопросы для законодателей обоих уровней власти

·  При этом по конституции есть часть вопросов по налогам отнесённые к исключительному ведению как то: обеспечение единой финансовой и налоговой политики, определение системы и статуса федеральных налоговых органов.

Опережающее регулирование это ещё называется принцип конкурирующего законодательства.

Если субъект ничего опережающе не регулирует, то федеральный законодатель может сам опережающе отрегулировать сферу непосредственно применяя ст. 72 и 76 конституции.

В-третьих, вопрос о пределах федерального и регионального регулирования по вопросам совместного ведения.

Этот вопрос конституционно не отрегулирован поэтому есть ряд точек зрения.

Есть точка зрения, что ФЗ устанавливают рамочное регулирование, которое впоследствии конкретизируется законами субъектов РФ. Но ФЗ может не только общие принципы устанавливать, а детально всё регулировать, о чём например говорят кодексы по предметам совместного ведения. При этом ФЗ не может полностью всё урегулировать, но и мера участия субъекта всё равно определяется ФЗ.

СООТНОШЕНИЕ ФЗ М ДОГОВОРА О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ, КАК ПРАВОВЫХ ФОРМ РАЗГАРНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ.

Пояснение по поводу договоров:

1.  Несмотря на то, что в конституции он называет договор о разграничении предметов ведения и полномочий, нельзя им разграничить те полномочия, которые уже разграничены конституцией в ст.71-73. Следовательно предметом не могут быть исключительные предметы ведения, а только совместные. Причём всё таки разграничение будет только полномочий по предметам, а насчёт предметов будет только конкретизация. Поэтому в ФЗ №184 эти договоры называются договоры о разграничении полномочий.