Конституционное право как отрасль права и наука. Конституционно-правовая ответственность. Наука конституционного права. Принципы организации местного самоуправления в РФ, страница 73

Структура законодательного органа: политическая и организационная. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации. Статус Государственной Думы и Совета Федерации, распределение полномочий между ними

БИКАМЕРАЛИЗМ – когда парламент состоит из двух палат.

Верхняя палата всегда была как противовес нижней, чтоб сохранить её от принятия поспешных решений или решений, которые невозможно реализовать. В наше время она хоть и осталась более стабильной и консервативной частью парламента, но например при федерации она уже представляет интересы субъектов в противовес интересам народа в целом.

Это отражается также в распределении полномочий между СФ и ГД:

·  Он принимает кадровые решения, где нельзя спешить и где нельзя вмешивать политику (высшие судьи и генпрокурор)

·  А ГД принимает решения, с помощью которых можно влиять на гос. политику.

Политическая структура она в нижней палате. Это депутатские объединения:

·  Партийные фракции

·  И непартийные депутатские группы

Также в каждой палате есть организационная структура:

·  Председатель, он же спикер, который занимается организационными вопросами

·  Совет палаты – он координирует работу всех её органов и структур

·  Комитеты и комиссии по направлениям. Комиссии чрезвычайные, а комитеты постоянные

Комитеты это рабочие органы подготавливающие вопросы по определённой сфере для рассмотрения их палатой. В принципе так как комитет специализирован, то его мнение по специальным вопросам имеет часто решающую роль. Если конечно вопрос не принципиальный.

Кстати есть и постоянные комиссии, которые нужны для организации работы палаты. Например мандатная комиссия.

Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания

ФС – постоянно действующий орган:

·  Полномочия СФ бессрочны а его обновление происходит при обновлении органов в субъектах. Он не может быть распущен.

·  Срок ГД – 5 лет. Но срок ГД старой заканчивает в день, когда начинается срок ГД новой. Получается постоянство работы.

Если вдруг ГД распущена то в соответствии с конституционным положением о том, что никакой орган не может присвоить непринадлежащие ему полномочия, то соответственно полномочия ГД после роспуска не может осуществлять ни президент ни СФ. Регламент палаты предусматривает две сессии. Осеннюю и весеннюю.

·  Депутаты и члены работают на постоянной основе. Палаты заседают раздельно. Могут вместе заседать для заслушивания выступлений президента, КС или главы иностранного государства. На таких собраниях никаких решений совместно не принимается.

Деятельность СФ это свободное открытое обсуждение. Заседания открытые, но в случае предусмотренном регламентом могут и закрытые проводиться.

Структура СФ не позволяет создавать формализованные фракции и иные образования, потому что члены представляют прежде всего свои регионы.

Органы СФ:

·  Совет СФ

·  Комитеты СФ

·  Комиссии СФ

Совет избирает должностных лиц палаты – председателя, его заместителей, председателей и заместителей комитетов и комиссий.

Председатели и замы СФ не могут быть из одного субъекта и избираются на срок их полномочий в СФ.

Председатель СФ:

·  Созывает заседания СФ в том числе внеочередные

·  Ведёт заседание

·  Подписывает постановления СФ

·  Приводит к присяги новых судей КС и генпрокурора

·  Ведает внутренним распорядком палаты

·  Осуществляет иные полномочия по регламенту

Он издаёт распоряжения и даёт поручения по вопросам его компетенции.

Образуется также совет палаты для подготовки вопросов к рассмотрению. Туда входят все должностные лица палаты. Они все обладают правом решающего голоса.

Там создаются комитеты и комиссии постоянные. Каждый член должен где-то состоять. Максимум это в одном комитете и двух комиссиях. Можно создать временные комиссии