Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 9

1-я группа — берахот трапезные. Одна короткая бераха над праздничной чашей. Другая ежедневная над ...., в начале трапезы. Затем три длинные берахи над чашей после ужина.

2-я группа — две длинные берахи о свете и о законе, читались каждым евреем дома перед утренним и вечерним чтением текста Второзакония.

3-я группа — псалмы.

Непонятна роль амеды. Некоторые исследователи считают, что она читалась в храме во время жертвоприношений (Арранц), некоторые предполагают, что эта молитва читалась дома.

Присутствовать в храме полагалось обязательным только трижды в год, и в синагогах служба не отправлялась.

Номенклатура еврейских берахот:

А.

1-я бераха перед Шема — благословение о свете.

2-я бераха перед Шема — откровение....

далее следует чтение Шема.

Затем 17 благословений .... ...... .......

Арранц убежден, что ........... происходит из храмовых жертвоприношений.

И, наконец, отдельно стоят 1-я и 2-я застольные молитвы. 1-я — благословение за питание, 2-я — благословение за дарование земли обетованной и избавление от ..........

3-я бераха — в ней заключается мольба о помощи, молитва об Израиле.

Особенно ..... .... ..... воспоминание .... Оно добавляется в праздники .......  ............

Эти молитвы примерно соответствуют вот этим.

Особо важным для нашего исследования является пасхальный седер, чин пасхальной трапезы. Некоторые исследователи Евхаристии полагают, что Евхаристия происходит из чина пасхальной трапезы. На самом деле Евхаристия происходит из трапезных молитв.

Из Деяний апостолов известно, что первые христиане регулярно присутствовали на жертвоприношениях в храме, между тем как преломление хлеба совершали по домам. В Деяниях говорится о том, как апп. Петр и Иоанн шли в храм в 9-й час дня, т. е. именно когда совершалась вечерняя жертва.

Вернемся к иудейскому культу. После разрушения в 70 г. Иерусалимского храма постепенно складывается синагогальный чин: все молитвы, которые ранее читались в храме, а также домашние молитвы постепенно перетекают в синагогу. С прекращением жертвоприношений прекратились общественные богослужения, и возникает необходимость создания общественного богослужения в других каких-то формах. На смену храмовому культу приходит новый вид службы в синагогах, содержащий, во-первых, личные утренние и вечерные законные молитвы. Сюда добавляется [амида], добавляются новые благословения. По-прежнему читается Св. Писание. В начале II в. раввины Гамалеил II и Симеон ..... устраивают большое совещание крупнейших раввинов и устанавливают синагогальный чин. В частности, они переработали амиду, добавив туда некоторые слова, а также благословение о раскольниках, т. е. о христианах. По утверждению первых христиан, иудеи проклинали их трижды в день, т. е. в полном соответствии с троекратной синагогальной службой. Эта бераха называется ...... [миним -?] (секты):  “У клеветников да не будет надежды...” Под клеветниками понимаются всевозможные секты, и в первую очередь христиане (в тексте стоит .... ноцри, т. е. назореи). Современные иудеи трактуют это более широко.

Интересно, что когда кантор читает амиду и при этом ошибется в каких-то словах, это не страшно, а вот если он ошибется именно в этой бенедикции, то его надо устранять, потому что тогда может возникнуть подозрение, что он тайный христианин.

Возвращаясь к истории иудейского культа, можно записать следующее. В послеапостольскую эпоху складывается синагогальный культ. Синагогальное богослужение состоит из трех основных служб: шахрит (утренняя), минха (жертва) и аравит (вечерняя). Шахрит самая длинная служба, она включает в себя элементы А и В (см. выше): сперва поется Аллилуйя и 1-я библейская песнь, песнь Моисея (“Пою Господеви ......  ..........), затем элементы А и В и аминах.

Минха совершается после полудня, но до заката — в то время, когда должна быть жертва. Минха включает в себя элементы С. Интересно, что перед Шахрит читают длинный кусок из Св. Писания и толкование раввинов о том, как надо приносить жертву в храме. Самой жертвы нет, но по учению раввинов ее заменяет чтение о том, как надо ее приносить. А Минхе читается описание жертвоприношения каждения. Жертва в храме начиналась с того, что оправляли лампады на семисвечнике, затем приносили ежедневное всесожжение, потом приносились частные жертвы, заканчивалось приношением жертвы каждения, а вечером сжигались оставшиеся куски жертвы. Молитва Минха состоит только из элементов С.