Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 30

Здесь мы впервые встречаемся с пространной диаконской ектенией, которая впоследствии стала двумя ектениями верных. Еще позднее она была скопирована в начало литургии и стала мирной ектенией, и по образцу литургии вечерня и утреня также получили мирные ектении в самом начале (раньше они их не имели, это было только принадлежностью литургии). Затем уже мирная ектения заслонила собственно ектению верных.

Интересно наличие в “Завещании” такого предмета, как завеса, которая, оказывается, появляется уже в III в. В это время вообще многое формируется в устройстве христианского храма, уже есть упоминание о престоле, об алтарной части, в которой находятся священнослужители, об .... и чтеце, о притворе для оглашенных. 2-я книга “Апостольских постановлений” говорит о том, что храм должен иметь структуру базилики, т. е. корабля. Епископ стоит как бы на месте капитана, а вокруг него диаконы как матросы. Однако в III в. еще не существовало чина освящения храма, служили на гробницах мучеников.

В “Апостольских постановлениях” есть две литургии — одна в 8-й книге (IV в.), другая во 2-й книге (III в.). Сперва пять чтений: Пятикнижие, пророки, псалом, Деяния и Послания и Евангелие. Затем проповедь (все пресвитеры по очереди и наконец епископ), затем храм покидали оглашенные и кающиеся, затем молитва верных. Затем принесение диаконами хлеба и вина и лобзание мира (отдельное между мужчинами и женщинами). Затем молитва диакона о всей Церкви, о всем мире и т. д. Потом благословение от епископа: “Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, еже стяжал ... .... Честною Кровью Христа Твоего... .... ... царственное священство ... ...” После этого бывает жертва, народ стоит в молчании и молится. Затем причащение. Замечательно указание на дочтаточно сложную систему чтения Св. Писания — в “Апостольских постановления” непременно присутствуют пять разных чтений.

Эти три анафоры — Дидахе, “Предания” и “Завещания” мы назвали древними, или архаическими. Вскоре, в конце III в. появляется новый тип, более сложный, евхаристической анафоры, где трапезный элемент (D, E, F, Z)  и синагогальный (А, В, С) соединяются — сперва более беспорядочно в анафорах римского, александрийского и месопотамского типов, и затем более красиво и искусственно в эллинистических анафорах антиохийского типа.  К этой последней образцовой группе принадлежит большинство употребляемых ныне анафор.

В прошлый раз мы говорили о том, что уже во II в. агапы отделяются от литургии, хотя в Дидахе агапа и литургия еще представляют собой единое действо Вечери Господней. Уже у Иустина Философа агапа отделена от Евхаристии. В III в. институт агапы переживает свое лучшее время: агапы совершаются повсеместно, вечером, по особому чину. В конце IV в. институт агапы практически исчезает, породив, правда, ряд сохранившихся до наших дней традиций (например, чин о панагии). Как мы уже говорили, Евхаристия, отделившись от агапы, стала в основном совершаться утром. Тертуллиан  говорит о том, что таинство Евхаристии “мы принимаем в предрассветных собраниях”.  Тем не менее по сообщению Сократа Схоластика в Египте агапы совершали и в конце IV в., и даже вместе с Евхаристией. “Египтяне, жители Фиваиды, принимают Тайны не тогда, когда это бывает вооще у христиан (т. е. не утром), но приносят жертву и приобщают Тайнами уже по насыщении яствами после ... ...” (Церковная История, V кн. гл. 22).

Надо заметить, что эти две практики — отделение агап от Евхаристии и обычай причащения натощак — очень тесно связаны. Нельзя сказать, что именно повлекло за собой другое, то ли желание причащаться натощак явилось причиной отделения Евхаристии от агапы, то ли наоборот, уже из-за отделения стали причащаться натощак. Тем не менее, это практики связанные, но только в IV в. они фиксируются канонически (Карфагенский Собор предписывает причащаться натощак).