Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 3

Третий момент, который выделяет о. Александр — монашеский устав. Монахи отреагировали на литургическую реформу и на усиление мирского элемента в Церкви тем, что ушли в пустыню и стали там постоянно читать Св. Писание, сидя по кельям. Возникает своеобразный анахоретский тип богослужения, что становится проблематичным в совершении Евхаристии. Шмеман видит здесь перемену, которую мы наблюдаем в наши дни — отношение к Евхаристии не как делу всей Церкви, а как чисто индивидуальному.

И,  наконец, четвертый период по Шмеману — период синтеза. Монахи возвращаются в города, и возникает феномен городского монашества, когда монастырь расположен в городе или совсем поблизости. Туда приходит много горожан, и, наоборот, монахи активно участвуют в городской церковной жизни — так наз. византийский синтез: взаимопроникновение монашеских и приходских традиций. Все эти периоды, конечно,  в достаточной мере условны.

Сейчас мы рассмотрим общую картину литургических семей, как она сложилась в IV в. и дошла до наших дней. Итак, основными центрами являются четыре: Антиохия, сильно зависящая от Иерусалима, Рим и западные провинции — Испания, Галлия и ........  ..........

Итак, антиохийская литургическая семья включает в себя следующие .... Теперь ........... сирийскую группу ............ По преданию, в восточной Сирии проповедовал св. апостол Фома. Обряды сформировались тут на стыке двух языков: арамейского и греческого. Обряд ассирийский или несторианский — обряд так называемой великой Церкви Востока. Они служат на арамейском языке литургию апостолов .... ...., учеников ап. Фомы. самую архаичную из известных сейчас анафор. Об этом обряде и об этой анафоре мы будем говорить отдельно. В V в. они отделились от греческой Церкви, приняв .... ........., сохранившуюся до наших дней.

Есть ... группировка — сирохалдеи. Они также относятся к восточной семье, но .......... т. е. у них те же самые обряды, но с некоторыми прибавлениями. Забегая вперед, скажу, что в ..... апостолов ..... и ....... отсутствуют такие слова: “Приимите, ядите....” и “Пейте от нея вси...”  — эти слова сирохалдеи искусственным образом включили в свою .....

К этой же группе относятся [каланкары -?] —  христиане, которые были в общении с несторианской группировкой, поэтому в общем были несторианами. Есть также [малавары -?], они находятся в унии с Римом.

Вторая группа, которую необходимо выделить в антиохийской литургической традиции — западно-сирийская. К ней принадлежит так. наз. Сирийская православная церковь, которая .......... как сирийцы-иаковиты.............. — монофизиты, которые называют себя Сирийской православной церковью. Если раньше богослужение звучало у них по-сирийски и по-гречески, то сейчас они преимущественно служат на арабском языке. Интересная особенность этого богослужения в том, что у них к каждой ........ ............ можно написать анафору. Они употребляют более ......... ..............

Вторая группа — сирийцы, которые вступили в общение с Римом, т. е. униаты.

Третья группа — марониты, которые в эпоху мусульманских гонений удалились в горы Ливанские и уединились там. Принято считать, что марониты были монофелитами и являются ими до сих пор. Они никогда не порывали общения с Римом. Им свойственно смешение латинских обрядов с сирийскими.

Самая главная для нас третья ветвь антиохийской литургической традиции — византийская традиция, очень важная для церковной жизни Антиохии, Византии и Малой Азии. Епископы антиохийские и малоазийские и были в основном константинопольскими патриархами. Если вы возьмете две литургии, которые сейчас употребляются в Русской Православной Церкви — Литургию св. Иоанна Златоуста и Литургию св. Василия Великого, то первая принадлежит к антиохийской традиции, а вторая — к малоазийской. Византийская традиция оказалась чрезвычайно плодотворной, к ней принадлежат сейчас в основном все православные церкви, за очень небольшим исключением — греки, русские и даже монофизиты-армяне. Поэтому она для нас очень важна. Несмотря на кажущееся разнообразие обрядов и всевозможных чинов в православных церквах, все они едины — анафора совершенно одна и та же. Особняком стоят армяне, которые также принадлежат к византийской традиции, но от православных, конечно, отличаются — как вследствие своего монофизитства, так и вследствие непосредственных контактов своих с Иерусалимом в обход Константинополя и контактов с Римом. В Армянской церкви существует как сама Армянская монофизитская церковь, так и та ее часть, которая в какой-то момент вступила в унию с Римом, и в свою литургию они внесли многое из римской мессы.