Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 7

Для священников устанавливаются особенные одежды. Для левитов — длинные льняные рубашки, символ чистоты — аналог нашего стихаря. Для иереев — льняные одежды, хитоны, т. е. верхняя одежда, а также поясы и головной убор. Сложнее всего облачение архиерея: сверху льняной одежды и хитона он надевает верхнюю ризу с бубенцами, которые должны звенеть, когда архиерей заходит во святое святых — это должно быть слышно, потому что любой, кто заходит туда, должен умереть, а архиерея слышно издалека, и поэтому он не умирает. Поверх этой одежды ефод, пояс, особенно красивый, наперсник (квадратная табличка с именами колен Израилевых), нарамники (наплечники) также с именами колен Израилевых, и на головной убор, ..... , надевают специальную табличку с выбитыми на ней словами “святыня Господня”.

Все священники ходили босиком, в храме нельзя было находиться в обуви.

Посвящение их происходило через помазание: архиерея — через обильное возлияние елея на главу его, и затем помазание кровью специальной жертвы посвящения,  а иерея — через помазание кровью и елеем.

Какие установлены жертвы законом Моисеевым? Жертва всесожжения, жертва хлебная, жертва мирная, жертва за грех (т. е. за грех случайный, совершенный по ошибке), жертва повинности (за то, что человек осквернился или солгал), а также жертва посвящения. Всякая жертва должна солиться особой солью. В древнем чине крещения оглашенному также часто давали соль.

В Иом-Киппур, день освящения, приносится особая жертва за грех всего народа. Выбираются два козла: собственно жертва и козел отпущения. Священник в особой одежде ходит один по храму и очищает жертвенного козла. После этого он приносит его во всесожжение, и выходит в своих обычных одеждах, возлагает руки на козла отпущения, и тот специальным человеком прогоняется в пустыню. Таким образом народ очищается от всех грехов, сделанных за год.

Праздники, устанавливаемые Синайским законодательством (Левит 23): суббота, затем праздник пасхи, 14-е нисана, который длится целую неделю (вспоминаются события исхода). Интересный обычай антипасхи, которая совершается через месяц после настоящей пасхи для тех, кто не смог своевременно принести жертву (например, находясь в отъезде). Затем праздник первых снопов, а также праздник пятидесятницы, когда вспоминается дарование Синайского законодательства. Следующий праздник — ........, древнееврейский новый год. По современной традиции это день суда. Следующий праздник — день очищения, Иом-Киппур. Дальше праздник .........., или кущей, который длится целую неделю и в современном культе заканчивается праздником [Симхат-Тора], дарование Торы, когда совершается обряд семикратного обхождения Торы. По библейскому законодательству и даже во времена Христа в праздник кущей всю неделю полагалось жить в палатках.

И еще особенный еврейский праздник ...... - хадеш. новомесячие, когда совершается освящение луны. В древности не было календарных институтов, и новомесячие определялось специальными наблюдателями. Синедрион высылал специального человека, который заявлял, что он видел новую луну, и тогда праздновалось новомесячие. И когда они видят новую луну, они ее освящают, эта традиция  осталась до сих пор.

Жертвы. Помимо личных, частных жертв, в Ветхом Завете в обязательном порядке совершаются жертвы ежедневного всесожжения; в субботу и в праздники .............. эти жертвы удваиваются или каким-то образом увеличиваются.

Из обязанностей иудеев можно перечислить следующие: обязанность трижды в год являться в храм на праздники песах, .......  и  ........ ; читать утром и вечером Шема (“Слушай, Израиль”); носить ..... — кисти на краях одежд, и голубая нить в белых кистях должна была напоминать еврею о заповедях. Современные евреи носят белые кисти, потому что тот цвет, который условно называется в Библии голубым, сейчас уже невозможно передать адекватно. Эта заповедь помещена в книге Чисел (15:37-40): “И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим.”