Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 17

И второй момент, вызвавший обширные споры — анафора (или, может быть, просто молитва — не все ее считают анафорой), приведенная в Дидахе. Все еще не решен вопрос о том, когда была написана эта книга, но большинство датирует ее концом I — началом II вв. Таким образом Дидахе является непосредственной современницей книг Нового Завета, и в некоторых поместных церквах она даже входила в канон Нового Завета. В сильно переработанном виде она вошла в Апостольские Постановления (IV в.). Цитаты из нее встречаются во многих святоотеческих книгах. В силу такой популярности Дидахе можно думать, что в ней содержится аутентичное учение апостолов и первых христиан — краткий катехизис и затем описание таинств: Крещения и Евхаристии. Однако аутентичность ее молитв является вопросом пререкаемым.

В 14-й главе этой книги приведено описание христианской Евхаристии. “В воскресный день, собравшись, преломляйте хлеб и благодарите, исповедав предварительно согрешения ваши, чтобы жертва ваша была чиста. Всякий же имеющий спор с другом своим да не входят к вам, пока они не примирятся, чтоб не была осквернена жертва ваша, ибо о ней сказал Господь: “На всяком месте и во всякое время приносите Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, имя Мое едино во языках” [цитата из книги пророка Малахии].” Это, конечно, бесспорное описание Евхаристии.

Гораздо больший спор вызывают сами молитвы. Они же являются наиболее интересными, поскольку они фиксируют богослужебные тексты, представляющие собой драгоценнейшие ............ повествования. В этих бумагах они приведены в двух колонках: слева 9-я глава, справа 10-я. В каждой главе указано, что приступать к таинству должны лишь достойные. В 9-й главе сказано, что приступать могут лишь крещеные, а в 10-й говорится: если кто свят, пусть приступает, а кто не свят, пусть кается. Однако заметны и различия их. Если 9-я глава дает две молитвы над чашей и над хлебом, то 10-я глава не говорит ни о чаше, ни о хлебе, но приводит благодарственную молитву (“по освящении же так благодарите”). Однако почему же тогда она заканчивается призывом: “Если кто свят, пусть приступает, а кто не свят, пусть кается”? Это вопрос достаточно сложный. Обе эти молитвы представлены как  Евхаристия. И в 9-й, и в 10-й главе появляется “технический” термин — благодарить (“по благодарении же так благодарите” в 9-й, “по освящении же так благодарите” в 10-й главе).

Тем  не менее учеными неоднократно высказывались сомнения в евхаристическом характере этих двух молитв. Во-первых, текст, приведенный в Дидахе, начинается с благодарения над чашей, а это противоречит всем четырем новозаветным свидетельствам о Тайной вечере, где сперва говорится о хлебе, а затем о чаше. Во-вторых, непонятно, где совершается причащение: то ли в конце 9-й главы, то ли в конце 10-й. Наконец, отсутствует какой бы то ни было намек на эпиклезу или же на институцию. В восточной традиции догматически определено, что дары освящаются при произнесении эпиклезы, а в западной —  при произнесении установительных слов, тем не менее ни того ни другого здесь нет. Поэтому интерпретация этих двух глав как частей Евхаристии является очень спорной.

Раньше исследователи колебались, о чем здесь идет речь: об агапе или же о настоящей Евхаристии. В последнее время все консолидируются вокруг того мнения, что это действительная Евхаристия. Из западных авторитетов это мнение разделяет ..........., ..........., Буйе, Лежье, Арранц; из восточных исследователей — Карабинов.

Рассмотрим аргументы в пользу того, что в Дидахе приведена именно Евхаристия, т. е. таинство Тела и Крови Христовых,  а не просто какие-то молитвы на трапезе.

1) Первой причиной для такой трактовки является место, занимаемое этими молитвами в тексте всей книги: они находятся во второй части (литургической) после рассказа о крещении и предписаний относительно поста. Такая композиция очень характерна для описания обряда христианского просвещения. Она также появляется в 1-й апологии Иустина, в Апостольском Предании Ипполита и т. д. Само место, занимаемое Евхаристией — после крещения — очень характерно для раннехристианских книг.