Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 31

Рассмотрим свидетельства церковных авторов III в. об агапах. Климент Александрийский в книге “Педагог” осуждает превращающих агапы в пирушки.  “Тягчайшее из всех падений есть то, когда непреходящая любовь (т. е. агапа), эта жительница и дитя неба низвергается с неба на землю в супы.” Также он пишет, что на агапах нехорошо есть мясо, и лучше есть особую пищу.

Тертуллиан в ... главе “Апологии” описывает порядок агапы: “Вечеря наша свидетельствует о себе самим своим именем, а именно таким, каким греки называют любовь. Каких бы издержек наша вечеря не стоила, но в издержках во имя любви польза есть, ибо мы на этой вечере помогаем всем бедным. Не потому, почему вас поразит, хотят прославиться отречением от своей свободы ради насыщения чрева среди поношения, а потому, что Бог особенно печется о бедных. За стол садятся не прежде, чем выслушают молитву Божию. Едят столько, сколько нужно для утоления голода. Пьют столько, сколько требуется людям воздержанным. Насыщаясь, они помнят, что им должно молиться Богу ночью. Говоря что-нибудь, знают, что их слышит Сам Бог. После омовения рук и зажжения светильников каждый ... на середину петь Богу, что может — из Священного Писания или от собственного сердца. Отсюда уже видно, как каждый пил. Молитвой также заканчивается вечеря”. Таков порядок агапы по Тертуллиану.

Этот же автор говорит об агапах, устраиваемых с целью поминания усопших. Отсюда наш обычай устраивать поминки — это не что иное, как трансформировавшаяся христианская агапа. И до сих пор в церковь иногда приносят какой-нибудь пирог: помяните такого-то. Это отголосок древнего обычая приносить еду на агапы, как жертву Богу, т. к. агапы устраивались и с целью насыщения бедных.

Интересно замечание Тертуллиана: “отсюда уже видно, как каждый пил”. Очевидно, некоторые пили многовато. Об этом пишет и ап. Павел в своем Послании к Коринфянам. К порядку при проведении агап призывает св. Киприан Карфагенский.

Подробный чин агапы дает “Апостольское предание” (гл. 25, 30).

“О внесении светильника на вечерю общины. Когда приходит епископ после наступления вечера, диакон пусть вносит светильник и, встав посреди всех присутствующих верных, возносит благодарение. Сначала ... приветствует, говоря “Господь с вами”, и народ пусть говорит: “И со духом твоим”. — “Возблагодарим Господа”. И скажут: “Достойно и праведно. Ему подобает величие, хвала со славой.”  Не говорится: горе имеем сердца. И он будет молиться, говоря так: “Благодарим Тебя, Господи, через Сына Твоего Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Ты просветил нас, являя нам свет нерушимый. И так, как мы провели день и пришли к началу ночи, и насыщались дневным светом, который Ты сотворил для нашего удовлетворения,  и так как ныне мы, по милости Твоей, не имеем недостатка в вечернем свете, то мы восхваляем, хвалим Тебя” и т. д.  — благодарение за свет. Вечерня — это служба благодарения за свет. Утреня — благодарение за утренний свет, а вечерня — благодарение за свет искусственный, за лампаду. Читаются молитвы, называемые светильничные, и начинается она с того, что диакон выходит со свечой.

“Затем диакон ... ... .... пусть говорит один из псалмов, в котором будет написано “Аллилуия”, также пусть говорит ... ... По исполнении псалма пусть епископ благословит чашу и раздаст части хлеба всем верным. Когда вечеря, то присутствующие верные, прежде чем преломлять  собственный хлеб, пусть берут из рук епископа немного хлеба, так как это евлогия (благодарение), а не Евхаристия (Тело Господа).” Таков чин агапы по Ипполиту Римскому: внесение светильников, благодарение над общей чашей и преломление хлеба, но этот хлеб не является Телом Христовым.

“Оглашенные пусть не участвуют в вечери Господней”.

Дальше, в гл. 28, говорится о том, что необходимо вкушать пристойно и достаточно. Ипполит предостерегает, чтобы не было каких-то нестроений. И все же эти нестроения и послужили одной из главных причин для устранения агап в IV в.