Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 32

В тесной связи с агапами стоит обычай благословения плодов (например, у нас на Преображение). В “Апостольском предании” перечисляется, какие плоды благословляются, какие не благословляются, какие читаются над этим молитвы. “Благословляются виноград, смоква, гранат, маслина, яблоко, тутовая ягода, персик, вишня, миндаль, слива, но не арбуз, дыня, огурцы, лук, чеснок и ничего из других овощей. Иногда приносятся цветы. Пусть приносят розы и лилии, а других цветов не приносят” и т. д. Эти приношения также связаны с агапой.

Сравним 4-е Апостольское правило, где говорится о том, какие плоды надо приносить в храм, а какие нет. “Иного плода начатки да посылаются  в дом епископа, но не к алтарю”.

На прошлой лекции мы читали текст молитвы Псевдо-Афанасия о девстве. Это молитва, которую дева произносит над хлебом. Как вы помните, она почти буквально совпадает с молитвой, которая в Дидахе читается во время Евхаристии.

“Благодарим Тебя, Отче наш, о святом воскресении Твоем, ибо Ты явил его через Иисуса, Отрока Своего. И как это хлеб, рассеянный некогда, теперь лежит на этой трапезе, и будучи собран ... ..., так да будет собрана Твоя Церковь от пределов земли в Твое Царство” — фактически анафора Дидахе. Тем не менее она в III в. употребляется уже как молитва агапы, что свидетельствует о серьезных изменениях в литургическом богословии.

Институт агап практически исчезает в IV в., как из-за серьезных перемен в церковной жизни, так и вследствие падения дисциплины среди верующих. Лаодикийский Собор в 27 правиле запрещает агапы в храме: “Не подобает в храме Господнем или в Церкви совершать так именуемые трапезы любви, в доме Божием ясти и ... творити” — храм уже воспринимается как нечто не совместимое с агапическими трапезами.

Отделение Евхаристии от агапы и перенесение ее на утро повлекло за собой развитие чина утрени. Если до этого важнейшей службой была вечерняя с Евхаристией, то теперь важнейшей становится утреня, а на вечерне осталась одна агапа. О чине утрени III в. очень много свидетельств в “Завещании”, который приводит три или даже четыре чина. Один из них — утреня хваления, епископская утреня; также для этой утрени приводится отдельно возглашение диакона, даются указания, что надо на этой утрени произносить. А также указания и для других утреней: это повседневная утреня священника, которую каждый священник обязан прочесть (по желанию в ней может участвовать и народ, но не обязательно). Епископ совершает торжественную утреню в праздники, а будничную утреню каждый священник должен читать каждое утро. На Западе еще до недавнего времени каждый священник был обязан ежедневно совершать весь суточный круг.

И, наконец, есть еще так называемая утреня вдовиц, которую каждая вдовица, в силу своего полумонашеского звания, должна ежедневно совершать. По желанию она может пригласить и других вдовиц молиться вместе с ней.

Рассмотрим вкратце епископскую утрению — хваление зари. Она состоит из следующих частей.

1) Три молитвы епископа — 1-я, 2-я и 3-я. После 1-й и 2-й народ говорит: “Тебе хвалим, Тебя благословим, Тебе благодарим и молимтися, Боже наш”. После 3-й народ говорит “Аминь”;  затем поются четыре библейские песни и псалмы;  три заключительных молитвы, которые называются славословием. И также народ после 1-й и 2-й говорит: “Тебе хвалим” и т. д., а после 3-й “Аминь”.

2) Чтец чтет пророчество (литургия чтения). Пресвитер и диакон чтет Евангелие. В III в. Евангелие еще читал чтец (анагност), и степень чтеца была очень важной (видимо, отчасти потому, что тогда не все еще умели читать). “Завещание” уже показывает, что Евангелие может читать только пресвитер или диакон. В середине III в. чтец уже теряет свое положение и становится низшим клириком.

3) Проповедь.

4) Молитва и возложение рук над оглашенными.

5) Читается мистагогия — таинственное учение о догматах, о двух природах во Христе, о Евхаристии и т. д. Мистагогию оглашенные слушать уже не могут, она начинается с Символа веры. На этом епископская утреня кончается.