Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 10

Аравит (вечерняя молитва) состоит из сильно сокращенных А и В, и после В всегда читается Шема и ......... Впоследствии добавили амиду. По праздникам и субботам из 18-ти бенедикций амиды оставляется семь: три первых, три последних, а в середине праздничное благословение (в разные праздники разное). Поется полиелей (135 пс.). В праздники поется великий [халем] — наша 18-я кафизма и .... степени, и еще она поется в новомесячие в сокращенном виде. В Евангелии говорится о том, что Господь и апостолы, воспевши, вышли на гору Елеонскую — они пели как раз великий ..... после степеней.

В III-V вв. формируется Талмуд. Начинают играть важную роль такие национальные праздники, как пурим и ханука. Пурим — праздник, не установленный в Пятикнижии, это поздний праздник национального характера. В X в. и далее развивается каббалистический иудаизм. Развивается иудаизм в основном по странам. Основные поселения евреев — ашкеназы (евреи европейские) и сефарды (евреи испанские), которых прогнали из Испании и они уехали в мусульманские страны. В целом молитвенный чин развивается мало, фактически развивается только его толкование, и многие места просто перетолковываются наоборот.

В XX в. происходит ряд знаменательных событий: появляются консерваторы и реформаторы. В Израиле больше консерваторов, в Америке — наборот. Реформаторы пытаются реформировать культ, появляются новые праздники: праздник освобождения Иерусалима, праздник заселения Израиля, молитва об израильской армии и т. д.

Рассмотрим, как еврейский культ и древние молитвы (благословения) повлияли на формирование христианского культа. Очень красива теория Лежье и Буйе.

До 135 г., когда вводится бераха “У клеветников да не будет надежды”, христиане из иудеев исправно посещали синагогу, совершая при этом отдельные трапезные молитвы с воспоминанием Господа по Его завету. Эти молитвы перерабатывались так, чтобы совершалась Евхаристия. Такой простой тип Евхаристии встречается в Дидахе, а также в Апостольском Предании Ипполита Римского. Отдельно утром и вечером совершались службы синагогального типа, состоявшие из хвалебных молитв утра и вечера, из переработанной амиды и ......  ....... ........... Это, например, приводится в вечерней и утренней ..... книге Апостольских Постановлений — “... .... — завещания Господа нашего Иисуса Христа”. Можно посмотреть работы Успенского в Богословских трудах.

Второй этап особенно характерен для язычников-эллинистов: трапезные евхаристические молитвы читаются над хлебом и чашей сразу после службы в синагогально...... ...... ...... А, В, С — естественно, переработанные, а после них сразу читается Евхаристия.

Следующий этап богослужения очень близок к анафоре апостолов .... и Павла, анафоре  Несторианской церкви, а также у римлян и в Александрии, когда они уже друг с другом пересекаются.

Наконец, последний этап, антиохийский, когда свв. отцы творчески перерабатывают все эти молитвы и создают принципиально новый тип анафоры, сохраняющий в то же время все характерные черты прежних молитв. К такому типу Евхаристии, по мнению Лежье и Буйе, принадлежат анафоры 8-й книги Апостольских Постановлений, анафоры .... .... ... Иоанна Златоуста и еще несколько десятков других. Вся эта теория изложена в трудах Лежье (первая ее часть переведена на русский язык) и в книге Буйе “Евхаристия”.

Конечно, все это только гипотеза, которая имеет не только сторонников, но и противников.

Утверждение, что антиохийская анафора — это принципиально новый вид анафоры, — очень спорное. Тем не менее в испано-мазарабских анафорах есть буквальное заимствование из этих молитв.

Как мы уже говорили, существует теория, что Евхаристия происходит не из трапезных молитв, а из пасхального Седера, но она представляется натянутой. Литургистами допускается, что элементы молитвословий А, В и С, при этом не имеющие ничего общего с еврейскими трапезными молитвами, явились почвой для анафоры, постепенно в нее входили. Из-за того, что в разных местностях эти молитвы (А, В, С и .....) соединялись по-разному, и получились разные литургические семьи. И это один из возможных ответов на вопрос, почему из единой апостольской традиции выросли различные литургические семьи.