Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 19

“Благодарим Тебя, Отче наш, о святом Воскресении Твоем, ибо Ты явил его через Иисуса, Отрока Своего, и как этот хлеб, рассеянный некогда, теперь лежит на этой трапезе и будучи собран, стал одним, так и будет собрана Твоя Церковь от пределов земли в Твое Царство. Твоя есть сила и слава вовеки. Аминь.” Эта молитва, приведенная Псевдо-Афанасием, почти буквально совпадает с молитвой над хлебом Дидахе.

Литургисты считают, что в первые годы христианства, в апостольский и ........... век, не было отдельной агапы (вечери любви), а была вечеря Господня — совместный обед или ужин, во время которого  (чаще всего в конце) происходило причастие. И тогда эти молитвы возможно трактовать так: 1-ю как молитву первой чаши вечери Господней, 2-я молитва над хлебом — возможно, действительно молитва над евхаристическим хлебом; затем следует трапеза, и в конце приносится чаша благословения, которая также является евхаристической. Тогда этот рассказ очень легко можно сопоставить с повествованием ап. Павла.

“Вечеря Господня” — термин, который принят в литургике для обозначения службы первых христиан, которые совершали совместный обед и причастие, специально их не разделяя. Агапы появляются тогда, когда причастие и трапеза уже разделяются, когда появляется специальная евхаристическая служба со своими молитвами и специальная служба над едой.

Вечеря Господня характерна тем, что некоторые христиане имели довольно размытое представление о том, когда именно же на обеде совершается  Евхаристия, о чем и пишет ап. Павел (многие не рассуждая вкушают).

Таким образом, приведенная выше теория представляется довольно верной: 1-я молитва — трапезная, 2-я — благословение над хлебом — по всей вероятности евхаристическая (недаром пассаж о хлебе, рассеянном по холмам, входит во многие древние анафоры), а 3-я молитва (из 10-й главы) — молитва над чашей благословения, которой вечеря заканчивается, и эта чаша является чашей Крови Христовой.

“Благословляем Тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам через Своего отрока Иисуса, Тебе слава во веки. Благословляем Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты явил нам через Своего Отрока Иисуса, Тебе слава во веки. Как этот хлеб был рассеян по холмам и был собран в одно, так и соберет Церковь Твоя в пределах земли в Твое Царство, ибо Твоя слава .... через Иисуса Христа во веки.”

“Благословляем Тебя, Отче святый, за святое имя, которое Ты вселил в наших сердцах, также за ведение, веру и бессмертие, которые Ты явил нам через Своего Отрока, Тебе слава во веки. Ты Господь Вседержитель сотворил все ради имени Твоего, подал людям пищу и питие, нам же Ты через Своего Отрока даровал духовную пищу и питие и вечную жизнь. Прежде всего мы благословляем Тебя за то, что Ты всемогущ, Тебе слава во веки. Помяни, Господи, Церковь Твою, чтобы избавить ее от всякого зла, да совершить ее в любви Твоей, и собери ее, освященную Тобою, от четырех ветров в Твое Царство, которое Ты уготовал ей, и ..... ...... ............”. Затем призыв: “Если кто свят, да приходит, а кто не свят, да кается. Маранафа, Аминь.”

И заканчивается 10-я глава: “Пророкам же предоставляется благодарить, как хотят” — т. е. эта молитва не является строгим всеобщим правилом. Люди, имеющие особые духовные дары (пророки) могут составлять свои собственные молитвы.

В 3-й молитве 10-й главы сливаются темы благословений D и E, а именно благословение Бога за то, что Он промышляет о мире и благодарение за землю обетованную.

Благословение еды — благодарение за пищу, а Пищей является Сам Христос (“Ты через Своего Отрока даровал нам духовную пищу”).

Присутствует здесь и тема единства Церкви, тема F. Господь должен собрать Церковь от четырех ветров.

Итак, можно закончить следующим положением: 9-я и 10-я главы Учения 12-ти Апостолов (Дидахе) представляют собой пример ранней службы, в которой Евхаристия в собственном смысле, также как и в 1-м Послании ап. Павла к Коринфянам, еще не отделена от общего обеда. Воспоминание Христа не считается ни с комментариями Павла (о том, что нужно возвещать смерть Господню), ни с рассказом о Тайной вечере. Также отсутствует эпиклеза в явном ее виде, хотя под ней можно понимать молитву о том, чтобы Господь собрал от четырех ветров Церковь, освященную Им, т. е. освященную Св. Духом.