Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 23

Другой момент у Иустина — рассказ о Литургии в воскресный день. “В день же солнца творим собрание таким образом. ... .... .... .... .... Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых”. 

“В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам. При этом читаются памятные записи апостолов или писания пророков, сколько позволяет время.  Потом, когда читающий перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление, увещание подражать слышанному доброму. Затем все вообще встаем и воссылаем молитву. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, вино и вода. И предстоятель также воссылает молитву благодарения, сколько он может. Народ подтверждает, говоря “аминь”. Затем следует раздаяние каждому причащения Даров.”

Как видно, у Иустина чин Евхаристии уже отделен от совместной трапезы.

Схема литургии:

1) чтение писаний пророков или апостольских посланий;

2) проповедь предстоятеля;

3) общая молитва за присутствующих;

4) принесение хлеба, вина и воды;

5) произнесение предстоятелем  хвалы, славы, благодарения, моления (сколько он может);

6) восклицание народа “Аминь” и раздаяние евхаристических Даров присутствующим (диакон относит их отсутствующим —  больным и т.п.).

Не останавливаясь сейчас на богословских аспектах богослужения у Иустина, вкратце отметим наиболее яркие особенности богослужения II в., которые приводятся в других памятниках (у Тертуллиана, в канонических правилах поместных соборов):

практика домашнего причащения, когда Св.Дары уносят с собой; обмен Дарами — когда одна церковь в знак братской любви посылает другой евхаристические Дары; (одно из правил Лаодикийского собора (IV в.) запрещает такую практику, которая существовала, очевидно, до него);

примерно во II в. разделяются агапа и Евхаристия, которая начинает приобретать черты, присущие молитвам А, В и С; если Евхаристия не стоит на строго иудейской традиции, то сюда начинают постепенно прибавляться и другие молитвы, поначалу с ней не связанные: различные ходатайства, молитва “Свят, Свят, Свят...”; расширяется благодарственная часть (за искупление, сотворение);

происходит развитие суточного круга богослужения; о зачаточном состоянии суточного круга говорит уже Дидахе, которая предписывает трижды в день читать “Отче наш”;

из праздников во II в. отмечалась Пасха и день Господень — воскресенье; “Апостольские постановления” предписывают также помнить о субботе.

Вот, собственно,  все, что нам доступно из источников, об остальном можно только догадываться.

Историческая литургика

Лекция 4

02.03.99

Христианское богослужение конца II — III вв.

Основные свидетельства о христианском богослужении конца II — III вв. содержатся в источниках ... Во-первых, это многочисленные фрагменты творений свв. отцов и учителей Церкви того времени, таких как св. Ириней Лионский, Киприан Карфагенский, Тертуллиан, Ориген и др. Но гораздо более важными для исторической литургики являются описания христианского культа, содержащиеся в так называемых литургико-канонических памятниках. Эти описания особенно ценны тем, что помимо самой службы они приводят и тексты молитв, в том числе древнейших анафор. Поэтому эти книги часто называют еще апостольскими евхологиями. К литургико-каноническим памятникам относятся следующие сочинения:

1) Дидахе, или Учение 12-ти Апостолов;

2) “Апостольское предание” свт. Ипполита Римского;

3) “Завещание Господа нашего Иисуса Христа” — сирийский памятник, который традиционно называют по-латыни — Testamentum Domini nostri Jesu Christi;

4) Didascalia apostolorum — “Дидаскалия апостолов”, которая сохранилась в нескольких вариантов; наиболее цитируемой является сирская Дидаскалия;

5) Каноны апостолов, или ... ...;

6) Каноны Ипполита;

7) так наз. Апостольские Правила;

8) Апостольские Постановления;

9) Synodos — “Египетские церковные постановления”;

10) “Устав Апостолов”

и ряд других памятников.