Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 18

2) В тексте молитв 10 раз встречается слово “евхаристия” и также 2 раза текст преломления хлеба.

3) Свидетельство 7-й книги Апостольских Постановлений, представляющих собой обширную компиляцию, составленную в IV в. 7-я книга АП представляет собой парафраз из Дидахе. Там есть главы (25-я и 26-я), которые очень сильно совпадают с Дидахе и в то же время являются бесспорными евхаристическими молитв. Очевидно, что составитель этих молитв считал молитвы Дидахе евхаристическими.

Молитва над дарами (25-я глава АП): “Будьте всегда благодарны, как верный и честный раб. Насчет же евхаристического благодарения можно сказать следующее: возблагодарим Тебя, Отче наш, за жизнь, которую Ты сделал известной через Твоего Сына Иисуса, через Которого Ты сотворил все и заботишься о всем мире, Которого Ты послал сделаться Человеком для нашего спасения, Которого Ты обрек пострадать и умереть, Которого Ты воздвиг и прославил, и поставил одесную Себя, через Которого Ты обещал нам воскресение из мертвых. О, всемогущий и вечный Боже! Собери вместе Твою церковь со всех концов земли в Твое Царство, как эта пшеница была рассеяна, а теперь стала одним хлебом. Мы также благодарим Тебя, Отче наш, за драгоценную Кровь Иисуса Христа, которую Он пролил за нас и за Его драгоценное Тело, службу которого мы сейчас совершаем, как Он сказал нам, чтобы возвещать Его смерть. Ибо через Него слава Тебе подобает вовеки. Аминь.”

Затем идет буквальное повторение фразы из Дидахе: “Никто да не вкушает и не пьет от вашей Евхаристии, но лишь крещеный во имя Господне”. И прибавление: “Но если кто-то по неведению причастится, обучите его, огласите его и крестите его, чтобы он не пошел и не похулил.”

2-я молитва 7-й книги АП  (благодарение после причастия) имеет много общего с молитвами 9-й главы Дидахе. В Дидахе стоит слово “насыщение”, а в АП — “причастие”. “После же причастия благодарите так: благодарим Тебя, Боже и Отче Иисуса нашего Спасителя за Твое святое имя, которое Ты сделал известным, .... Иисус, которого Ты послал, чтобы жить среди нас. Благодарим Тебя и за знание, веру, любовь и бессмертие, которые Ты дал нам через Твоего Сына Иисуса. Ты, о всемогущий Боже, Господь вселенной, сотворил мир и все, что в нем, через Него, и насадил закон в наших душах, и все сделал для спасения людей. О Боже наших святых и славных отцов Авраама, Исаака и Иакова, Твоих верных рабов! Ты Боже, кто силен и верен и праведен и никогда не отступаешь от Твоих обещаний, который послал на землю Христа  Твоего Иисуса, чтобы жить среди людей как Человека, в то время как Он был Богом Словом и Человеком, чтобы истребить грех из корней. Даже теперь через Него  помни о Твоей святой Церкви, которую Тя искупил драгоценной Кровью Христа Твоего и избавь ее от зла и усоверши ее в Твоей любви, в Твоей правде и собери нас всех вместе в Твое Царство, которое Ты приготовил. Да приидет Твое Царство! Осанна Сыну Давидову, благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь, Который явился нам во плоти.”

И затем следует буквальное повторение окончания 10-й главы: “Если кто свят, пусть приступит, если же нет, пусть кается”. Вот, как мы видим, очень много совпадений с Дидахе.

Русский перевод Апостольских Постановлений сейчас недоступен, есть французский, английский перевод и греческий оригинал.

Как видим, 2-я молитва Дидахе в 7-й книге АП истолкована как молитва после причастия. Эта переработка очень важна как свидетельство некоторого изменения в понимании Евхаристии.

Целые куски этих молитв (особенно 4-й стих 9-й главы: “как этот хлеб был рассеян по холмам и был собран в одно, так да соберет Церковь Твоя пределы земли в Твое Царство”) цитируются в древних анафорах, в частности в эфиопских. Затем важно заметить, что предупреждение 9-й главы (“никто да не вкушает и не пьет от вашей  Евхаристии, но лишь крещенный во имя Господне”) не обязательно относится к причастию в собственном смысле слова. Оно может относится также и к обеду, связанному с ним. Например, точно такое же предупреждение содержится в сочинении Псевдо-Афанасия о девстве, где запрещается некрещеному есть вместе с девой тот хлеб, который она благословила (здесь очевидно речь идет не о причастии).