Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 34

Пост был также установлен повсеместно в среду и в пятницу. Интересно интерпретирует пост в среду и пятницу .... ... Дидаскалия: там говорится, что в среду и пятницу мы постимся за иудеев, чтобы они спаслись. Дидахе также предписывает поститься в среду и пятницу. В III в. появляется толкование поста в среду и пятницу в связи с предательством Иуды и с распятием Господа.

Интересно праздновалась Пасха во II-III вв. Пасха на Востоке была крестным праздником, и потому отмечалась постом: когда все иудеи радуются, мы постимся о Распятии Христовом. Очень хорошо это все описано в книге М. Скабаллановича, которую я всем вам очень советую прочесть. Во II в. Пасха была либо однодневным, либо 40-часовым постом. Впоследствии, уже в III в. пост развивается, и становится многодневным. Так как Пасха связывается с крещением, пост получает смысл поста оглашаемых. В Дидахе говорится, что перед крещением надо поститься день или два, а вот “Завещание” уже предписывает оглашать желающих принять крещение три года, и перед крещением поститься 40 дней. То же говорит и Тертуллиан. И наш многодневный Великий пост перед Пасхой происходит из этих двух традиций: однодневного поста на Пасху и поста оглашенных перед крещением. Интересно, что в Александрийской Церкви ... ...., т. е. 40-дневный пост еще  не был установлен повсеместно. Сократ Схоластик в конце IV в. говорит о том, что в разных областях постятся по-разному: где неделю, где две, существуют разные практики. И в связи с этим возникают разногласия между римскими и малоазийскими христианами, так как Пасха уже в III в. получает значение радостное, и оно начинает превалировать: Пасха воскресная становится более важным праздником, чем Пасха крестная. Многие христиане не понимали, как можно праздновать Воскресение в день, когда Господь был распят, т. е. иудейскую пасху. Из-за этого непонимания возникают разногласия, получившие разрешение на Вселенском Соборе как повсеместное утверждение римской практики. И до сих пор у нас уникальные службы Великой Пятницы и Великой Субботы носят характер великого праздника: вечерня Великой Пятницы уже праздничная, что косвенным образом свидетельствует о том, что пост оставлялся ночью ... ....

Еще Тертуллиан отмечает, что на Пасху не бывает лобзания мира, потому что Пасха — это день поста.

В III в. появляется Пятидесятница. 40 дней после Пасхи отменяется всякий пост и коленопреклонения, которые запрещены также в воскресенье. Некоторые запрещали коленопреклонения в субботу, с чем спорил, например, Ориген. По Студийскому уставу во время Пятидесятницы не было поста в среду и пятницу.

Наконец, в III в. появляется такой праздник, как Богоявление. Впервые оно было введено гностиками- ...... как праздник в честь явления Бога во Христе: когда Христос пришел креститься, Он соединился с Богом во время крещения (гностическая идеология — Христос не есть Сын Божий, но соединился с Богом во время Крещения). В противовес этому ...... празднику православными был установлен свой праздник Богоявления, причем в него входит не только Крещение, но также и Рождество Спасителя, чем утверждается, что Христос с самого Своего рождения был Богом. Поэтому первый православный праздник Богоявления соединял в себе праздники Рождества и Крещения, в противовес одному только Крещению у гностиков. Впервые этот праздник упоминается в “Завещании”.

Также в III в. праздновались мученические памяти. В дни кончины мучеников за них совершалось приношение, т. е. совершалась Литургия на их гробах. Интересно, что служба в честь святого мученика и служба заупокойная за него — не разделялись, это была одна и та же служба. Тогда не было сознания, что за простых людей должна совершаться одна заупокойная служба, а в честь усопших святых — другая. И сейчас еще в наших Октоихах канон заупокойный содержит тропарь мученикам, и наоборот канон всем святым содержит в себе на Славу тропарь заупокойный. Итак, в III в. поминовение мученика и служба мученику не разделялись, это было одно и то же. В эти дни было также принято читать мученические акты, повествования об их кончине. Тертуллиан называет их “то, что следует прочесть” — legenda (отсюда наше слово “легенда”).