Отчет по плавательной практике на буксире толкаче "Нева Неман", страница 24

- надежность и безотказность в работе;

- возможность пуска в ход при полной нагрузке и максимальном моменте сопротивления;

- получение соответствующих скоростей подъема якоря и выбирания швартового каната;

- удержание якоря на весу при прекращении подачи электроэнергии;

- удобство, простоту управления и обслуживание;

- безопасность спуска якоря.

К электродвигателям якорно-швартовых устройств предъявляются повышенные требования:

- электродвигатели с короткозамкнутым ротором после 30-минутной работы при номинальной нагрузке должны обеспечить возможность кратковременной стоянки под током при номинальном напряжении в течении не менее 30 секунд;

- электродвигатели постоянного тока и переменного с фазным ротором должны обеспечить возможность стоянки под током при моменте 200% номинального в течение не менее 30 секунд. После режима стоянки под током превышение температуры не должно быть более 130% допустимой. Этим требованиям наиболее полно удовлетворяют электродвигатели постоянного тока ДПМ, а также многоскоростные асинхронные электродвигатели типа МАП.

На судах речного флота в основном применяются контроллерные и контакторные системы управления электродвигателями якорно-швартовых механизмов.

Получение двух скоростей двигателя  осуществляется изменением числа пар полюсов его статорной обмотки.

Рулевой электропривод.

Рулевой электропривод является наиболее ответственным и важным органом судна. От его надежной работы непосредственно зависит живучесть судна и безаварийность плавания.

Основными элементами рулевого устройства являются: руль или поворотная насадка, передаточный механизм, исполнительный электродвигатель, системы управления и контроля.

Рулевые электроприводы по типу передачи от двигателя к баллеру руля подразделяются на две группы: электромеханические- с механической (секторной, штуртросной, винтовой) передачей и электрогидравлические – с гидравлической передачей с насосами постоянной или переменной производительности.

По принципу действия рулевые электроприводы делятся на три типа: простого, следящего и автоматического действия.

В электроприводах простого действия положение поста управления (рукоятка, штурвал или кнопки) не связано с положением пера руля. Пост управления удерживается во включенном состоянии до тех пор, пока перо руля не займет нужного положения, определяемого по аксиометру.

В электроприводах следящего действия угол перекладки пера руля строго соответствует положению поста управления. Рулевой электропривод, отработав заданный угол перекладки, останавливается автоматически.

Электроприводы автоматического действия обеспечивают автоматическое удерживание судна на заданном курсе. Рулевой электропривод автоматически включается в действие при отключении судна от заданного курса.

Основными системами управления рулевыми электроприводами являются контакторная и система Г-Д. В качестве командо-аппаратов в этих системах управления применяются кнопочные посты и кулачковые командоконтроллеры. Кнопочные посты имеют две кнопки управления “влево” и “вправо”. Кулачковые командоконтроллеры имеют одно нулевое положение и до четырех положений в каждую сторону - “влево” и “вправо”.

Рулевые электроприводы должны обеспечивать:

- продолжительность перекладки руля с борта на борт на полном переднем ходу за время не более 30-и секунд;

- начальный пусковой момент на валу двигателя не менее 200% номинального;

- непрерывную перекладку руля с борта на борт в течение 30-и минут при наибольшей эксплуатационной скорости переднего хода и осадке судна по грузовую ватерлинию;

- непрерывную работу в течение 1-го часа на полном переднем ходу при количестве перекладок руля не менее 350 раз в час;

- возможность стоянки двигателя под током в нагретом состояние в течение 1-ой минуты;

- удобство обслуживания, возможность дистанционного управления с нескольких мест, а также быстрый переход с основного управления на аварийное.

Электрогидравлический рулевой привод имеет ряд преимуществ по сравнению с электромеханическим приводом. Основным преимуществом являются: