Отчет по плавательной практике на буксире толкаче "Нева Неман", страница 14

Оборотная вода, подаваемая центробежным насосом, поступает в блок цилиндров и омывает в параллельных ветвях втулки цилиндров. От блока цилиндров оборотная вода поступает в крышки цилиндров. Там подвергается хорошему охлаждению, а в частности все клапаны. Через перепуски охлаждающей воды оборотная вода устремляется  в выпускной коллектор или в коллектор охлаждающей воды. Для охлаждения газотурбонагнетателя часть воды ответвляется на конце распределительного трубопровода. Оборотная вода, вытесняющая из газотурбонагнетателя, направляется в коллектор охлаждающей воды.

Из выпускного коллектора или из коллектора охлаждающей воды оборотная вода течет через показывающий расходометр и через регулятор температуры в теплообменник. Регулятор температуры сохраняет температуру оборотной воды на выходе приблизительно постоянной. При этом регулируется им в соответствие с температурой оборотной воды до теплообменника количество воды, протекающее через теплообменник либо через обводной трубопровод. В случае выхода регулятора из строя можно управлять им вручную.

В теплообменнике вода подвергается поворотному охлаждению. Откуда течет она обратно в центробежный насос. Показывающий расходометр служит для контролирования циркуляции воды. Всасывающий трубопровод центробежного насоса и коллектор охлаждающей воды сообщаются с расширительным баком. Для возможности подключения резервного насоса пресной воды служат трехходовые краны, расположенные в ссасывающем и нагнетательном трубопроводе центробежного насоса. Для защиты от коррозии водяные пространства оборудованы цинковыми протекторами.

Трубопровод забортной воды.

Забортная вода засасывается поршневым насосом. Он нагнетает воду в теплообменник через масляный холодильник. Часть воды ответвляется перед масляным холодильником для охлаждения пускового компрессора. Протекши через водяные пространства компрессора, вода вливается снова в трубопровод забортной воды. В теплообменнике забортная вода охлаждает оборотную воду внутреннего циркуляционного контура. Из теплообменника забортная вода отводится за борт.

Для подсоединения резервного водяного насоса служит трехходовой кран, установленный в нагнетательном трубопроводе поршневого насоса. Для возможности осуществления охлаждения в аварийном режиме вмонтированы до теплообменника и за выпускным коллектором или за коллектором охлаждающей воды трехходовые краны.

В случае необходимости проведения аварийного охлаждения поршневой насос внешнего циркуляционного контура берет на себя осуществление охлаждения всего двигателя. Процесс охлаждения поддерживается путем переключения соответствующих трехходовых кранов во внешнем и внутреннем циркуляционных контурах. Поршневой насос нагнетает забортную воду через масляный холодильник в распределительный трубопровод на блоке цилиндров. Протекши через двигатель, вода поступает в выпускной коллектор или коллектор охлаждающей воды, а от туда за борт. Центробежный насос внутреннего циркуляционного контура и теплообменник отключены от водоносных трубопроводов при помощи трехходовых кранов.

Привод центробежного насоса.

Привод центробежного насоса находится с выпускной стороны двигателя на коробке передач. Вращение передается ему от распределительной шестерни на коленчатом валу. В коробке передач упирается на эксцентриковом пальце, одиночная промежуточная шестерня. Она сцепляется с промежуточной передачей смонтированной на подшипниках в коробке отбора мощности. Промежуточная передача оборудована пружинящим зубчатым венцом, с целью предохранения центробежного насоса от колебаний или сотрясений. Промежуточная передача сообщает вращение ведомой шестерне, сидящей на носовом валу.

Опора промежуточной передачи подключена к циркуляционной системе смазки двигателя под давлением. Смазка остальных подшипниковых узлов и шестерен обеспечивается разбрызгиванием масла.

Центробежный насос.

Центробежный насос прифланцован к его приводу. Он вращается от последнего. Насос сконструирован так, что он может подавать в оба направления вращения двигателя.