Узлы и механизмы полиграфического оборудования. Зубчатые механизмы. Прочностные расчеты зубчатых передач, страница 30

Муфты  используются  для  соединения  валов  между  собой или  для соединения  валов  со  свободно сидящими  на  них  деталями (шкивы, колеса и т.п.)

Классификация  по  функциональному  признаку:

Рисунок 8.1 – Классификация  муфт

Муфты для  постоянного соединения  валов  могут  быть  глухими (жесткими) и подвижными (компенсирующими). Простые  муфты  просты  по  конструкции , но  требуют  точной соосности  валов. Компенсирующие  муфты  допускают  небольшое  смещение   валов:  осевое Dx, радиальное, или параллельное Dy  и угловые Da, которые вызываются  при  погрешности  изготовления  и  монтажа. Кроме  того компенсирующие  муфты с  упругими элементами    демпфируют крутильные  колебания.

Рисунок 8.2 – Смещение   валов

Муфты  управленияпозволяют управлять  движением ведомого звена, к  ним  относятся муфты  включения, свободного  хода, предохранительные. Муфты включения (сцепные)  предназначены  для  периодического включения и  выключения  ведомой  ветви  привода. Муфты  свободного хода передают движение  лишь в определенном  направлении, предохранительные способны автоматически  разъединять  валы, если  развиваемый крутящий  момент больше дополнительных  значений. Они  предохраняют  определенную  часть  механизма  от перегрузки.

Особую  группу муфт включения  составляют электромагнитные, которые благодаря  быстродействию широко применяют в системах  автоматик  и ЭВМ. Некоторые  из них позволяют регулировать  частоту  вращения ведомого  звена,           а также осуществлять  торможение.

 8.2 Муфты  постоянного  соединения  валов           

Глухие  муфты жестко  соединяют валы, требуют высокой  точности  по  соосности ,т.к. несовпадение  геометрических  осей  валов вызывает  изгиб   валиков  муфты  или даже  заклинивание. В  точных  механизмах  часто применяют  глухие  втулочные муфты (рис 8.3).

Рис 8.3 – Глухая   втулочная   муфта

Втулка 1  сопрягается с  валиками  2 по посадкам  типа H/h  7…9  квалитетов    и  закрепляется   штифтами  3 или  шпонками.

Ориентировочные  размеры:  D=1.5dl=(3…4)d. Втулку  рассчитывают  на  кручение , а в местах соприкосновения со  штифтом – на  сжатие.Компенсирующие муфты широко применяют в различных приводах. Наиболее простые  расширительные  муфты (рис. 8.4) допускают  осевое   смещение валов,  но  требуют   строгой соосности  и  применяются  при  незначительных  нагрузках и  сравнительно  малых  частотах   вращения. 

Рис 8.4 – Расширительные   муфты

Поводковые  муфты (рис. 8.5) используются  при диаметре  валов  4…12мм, они допускают  небольшие  осевые и  радиальные   смещения соединяемых  валов.

Полумуфты 1 и 2соединяются  штифтом с  валом. На  фланце  одной  полумуфты   закреплен   палец 3,входящий  в  паз  второй  полумуфты. Палец  может  быть цилиндрическим  и  сферическим.  Последний  наряду  с  параллельным  допускает  и  угловую  несовместимость валов. Размеры  поводковой  муфты  даны  в  справочной  литературе [2].

При    несоосности  валов  зависимость между  углами  поворота   полумуфт становится  нелинейной.  Кинематически  муфта представляет  собой  кулисный  механизм (рис 8.5, б)

Рисунок 8.5 – Поводковая  муфта

Считаем звено 1bx , из  O1AB   и  О2АВ.  Найдем  угол  поворота  звена