Узлы и механизмы полиграфического оборудования. Зубчатые механизмы. Прочностные расчеты зубчатых передач, страница 20

В передачах с фрикционным зацеплением гибкое звено 3 сцепляется с ведущим 1 и ведомым 2 звеньями за счет сил трения.

При непосредственном соединении гибкого звена 3 один его конец закреплен на ведущем звене 1, а другой на ведомом звене 2.

В передаче зацеплением окружное усилие от ведущего звена к ведомому звену передается тяговой цепью 3 (цепная передача) или зубчатым ремнем (зубчатоременная передача).

По взаимному расположению валов и направлению их вращения передачи бывают : открытые (а); перекрестные (б); полуперекрестные (в) (рис.6.2).

Рисунок 6.2 – Схемы передач с фрикционным сцеплением

Передачи гибкой связью могут обеспечивать постоянное и переменное передаточное отношение со ступенчатым или плавным его изменением (рис.6.3).

Рисунок 6.3 – Схемы  передач с переменным передаточным отношением

При одном ведущем звене могут быть передачи с несколькими ведомыми звеньями.

Для сохранения постоянства натяжения гибких звеньев применяют натяжные устройства: натяжные ролики и пружины, противовесы и др.

Достоинства: плавность работы, сравнительная простота; для передач с зацеплением по сравнению с фрикционными передачами: отсутствие проскальзывания гибкого звена, работа с меньшими давлениями на валы, более высокие тяговые характеристики.

Недостатки: непостоянство  скорости  из‑за проскальзывания или колебания мгновенного передаточного отношения из‑за неравномерного движения цепи или зубчатого ремня; для передач с непосредственным соединением – одностороннее ограниченное движение; для цепных передач – износ цепи и зубьев звездочек в связи с затрудненной смазкой, более высокий уровень шума.

6.2 Конструкции деталей

Ремни. Гладкие ремни должны иметь высокий коэффициент трения в паре с материалом, обладать высокой прочностью в условиях знакопеременных напряжений и износостойкостью.

Они изготовляются стальными, кожаными, хлопчатобумажными или хлопчатобумажными прорезиненными, из пластмассы на основе полиамидных смол, армированными кордом из капрона, лавсана и др.

Ремни часто изготовляют из нитриловых резин или неопрена. Первые обеспечивают хорошие упругие свойства и износостойкость, но плохо переносят атмосферу озона и ультрафиолетовое излучение, что часто имеет место в полиграфических процессах, неопреновые ремни имеют обратные свойства.

По конструкции ремни бывают плоскими, клиновыми, поликлиновыми и круглыми.

Различают ремни сшивные и бесшовные. Бесшовные ремни – наиболее совершенны и пригодны для работы на повышенных скоростях. Клиновые и поликлиновые – только бесшовные. Плоские сшивные ремни соединяются сшивкой, склейкой и металлическими соединениями (рис. 6.4).

Рисунок 6.4 – Способы  сшивки ремней

Наиболее проста в конструктивном отношении передача с плоским ремнем; в ней можно применять шкивы меньших диаметров, т.е. передача наиболее компактна. Ее недостатки – относительно высокий уровень проскальзывания, а также большие силы в опорах.

Клиновые ремни применяют для увеличения нагрузочной способности и уменьшения проскальзывания. Состоят из кордотканевого  прорезиненного слоя 1, работающего на растяжение; резинового или резинотканевого слоя 2, работающего на сжатие, и обертки 3 в виде нескольких слоев прорезиненной ткани, намотанной диагонально. Длины и размеры поперечного сечения стандартизованы (рис.6.5).