Разработка контента курса дистанционного обучения "DB2 универсальная база данных", страница 9

Рассмотрим подробнее эти этапы применительно к разработке курса дистанционного обучения.

2.5.1. Этап анализа  контента дистанционного курса

Согласно ООП, основная цель на первом этапе – создать бизнес-пример для разрабатываемой системы и создать прочную основу, на которой будет построена остальная разработка (модель предметной области):

Рис. 2. 2 Модель предметной области

На данной диаграмме (рис. 2.2) используются следующие понятия: актер и объект. Понятие актер используется для моделирования чего-либо, что существует вне системы и взаимодействует с системой.

Объектами являются: курсы, система LMS, Web - браузеры и среда разработки. Актерами: администратор, преподаватель, разработчик курсов и слушатели СДО.

Разработчик создает курсы с помощью среды разработки (в данном случае это knowledge producer). Затем курсы публикуются в системе дистанционного обучения (Lotus LMS). Система настраивается администратором. Далее ученики через Web - браузер обращаются к системе и запрашивают необходимые им курсы. При обучении слушатели общаются с преподавателями посредством сети передачи данных и сервера.

Создание модели предметной области предполагает достижение участниками проекта согласия относительно общего контекста системы.

Теперь рассмотрим взаимодействие актеров между собой и с СДО. Для этого построим модель использования (Рис. 2.3):

Рис. 2.3 Модель использования системы

Сначала обучаемому необходимо подать заявку на регистрацию в системе обучения. После получения им от администратора сообщения о регистрации, обучаемый может выбрать необходимый ему курс и записаться на него. Затем, ему будет предложено пройти предварительный тест и по его результатам зарегистрироваться на курс.

Далее слушатель может обучаться по выбранному расписанию, общаясь с другими учениками, получая необходимые консультации у преподавателя.

По прохождении всего курса, обучаемому необходимо пройти экзамен, по результатам сдачи которого, ему будет выдано сообщение (сертификат) об успешном прохождении курса.

Теперь более детально необходимо рассмотреть структуру проектируемого курса. Анализируя требования к системе в целом и требования к отдельным функциям (задачам) системы, получаем концептуальную модель (логическую модель) системы (Рис. 2.4):

Рис. 2.4 Концептуальная модель системы

На данной модели представлен курс "Разработка Java WEB приложений для DB2". Для выявления у обучаемого знаний об основах, необходимых для изучения данного курса, ему будет предложено пройти предварительное тестирование. В случае неудачного прохождения теста обучаемому будет предложено пройти предыдущий курс "Введение в DB2", так как курс опирается на материал, изложенный в курсе "Введение в DB2". В случае удачного прохождения тестирования он сможет приступить к изучению данного курса.

Исходя из знаний, которые необходимо предоставить обучаемому, я разделила курс на пять разделов:

1. Основы WEB - технологии.

2. Средства разработки и развертывания Java WEB - приложений.

3. Средства платформы Java для создания WEB - приложений (сервлеты, jsp - страницы).

4. Работа с базой данных DB2 посредством технологии JDBC.

5. Использование в Java WEB - приложениях технологий XML (Extended Markup Language) и EJB (Enterprise Java Beans).

Так же в курс входят словарь терминов, индексный поиск и экзамен.

После изучения каждой темы обучаемому необходимо пройти итоговое тестирование, которое покажет, насколько хорошо он освоил материалы курса.

Следующая диаграмма (Рис. 2.5) показывает изучение курса слушателем от момента прохождения предварительного тестирования и до сдачи экзамена. Обучаемый проходит последовательно темы курса. После каждой темы ему необходимо пройти итоговое тестирование. Если оно не пройдено, слушатель возвращается на начало раздела для повторного изучения материала. Если же он удачно проходит тестирование, то переходит на изучение следующего раздела. После удачного прохождения всех тем и итоговых тестирований, обучающийся должен пройти экзамен, по результатам которого определяется, пройден весь курс или нет. В случае неуспешного прохождения экзамена, обучаемый возвращается на начало курса, в противном случае - получает сообщение об удачном прохождении курса: