Разработка контента курса дистанционного обучения "DB2 универсальная база данных", страница 13

На диаграмме (Рис. 2.22) показаны классы и ассоциации кооперации "подключение из приложения к базе данных":

Рис. 2.22 Процесс подключения к базе данных из приложения (кооперация)

- моделирование процесса вызова EJB компонента из клиентского приложения (Рис. 2.23). В модели используются следующие классы: клиентская программа, удаленный интерфейс, служба идентификации, внутренний интерфейс, экземпляр компонента.

Рис. 2.23 Процесс вызова EJB компонента из клиентского приложения

На диаграмме (Рис. 2.24) показаны классы и ассоциации кооперации "вызов EJB компонента из клиентского приложения".

Рис. 2.24 Процесс вызова EJB компонента из клиентского приложения (кооперация)

2.5.2.3. Построение классовых диаграмм контента курса

Далее построим классовые модели курса. Модель классов показывает статическую структуру понятий, типов и классов. Диаграммы классов определяют типы объектов системы и статические связи, которые существуют между ними. При помощи диаграммы классов описывается внутренняя структура системы, определяется наследование и взаимное положение (отношения) классов.

На диаграмме (Рис. 2.25) представлены классы, описывающие основные понятия Web - технологии.

Рис. 2.25 Основные понятия Web - технологии

На диаграмме (Рис. 2.25) показаны следующие классы: HTML страница, Web - браузер, HTTP протокол, HTTP сервер и приложение.

HTML страница. Свойства: общие сведения (что такое HTML страница, ее составляющие), основные теги (теги основных элементов страницы: кнопки, таблицы, графика, списки, форматирование), HTML формы (для чего используются, виды форм, написание форм) и динамические страницы (отличие от статических). Методы: передача параметров запроса на данные (страницу), которые пользователь вводит на HTML странице; с помощью тегов и HTML форма можно изменять содержание и внешний вид HTML страницы; запрос пользователя передается с помощью HTML формы HTTP серверу.

Web - браузер. Свойства: архитектура клиент-сервер (что это такое, какие компоненты включает), для чего нужен браузер (функции браузера). Методы: Web браузер посылает запрос серверу, если необходимо изменить (обновить) данные на странице; браузер представляет пользователю HTML страницу; после получения документа от сервера браузер завершает сеанс с сервером.

HTTP протокол. Свойства: общие сведения (что это такое), для чего используется (функции). Методы: с помощью протокола браузер обменивается с сервером HTTP запросами.

HTTP сервер. Свойства: общие сведения (что это такое), какие действия выполняет (функции), примеры серверов (Apache, Microsoft IIS, Tomcat), средства аутентификации. Методы: сервер получает от браузера запрос; если необходимо, сервер соединяется с контейнером; посылает запрос контейнеру (серверу приложений) на приложение; возвращает HTML документ, который запросил браузер; после получения данных завершает сеанс с контейнером (сервером приложений).

Приложение. Свойства: что такое серверное приложение, для чего используется (функции), технологии серверного Web программирования (CGI, PHP, Java), сравнение технологий. Методы: контейнер (сервер приложений) получает запрос он HTTP сервера; обрабатывает запрос: находит необходимое приложение и запускает его; если необходимо, приложение соединяется с базой данных; посылает sql запрос на данные; СУБД возвращает необходимые данные приложению; контейнер (сервер приложений) формирует ответ в виде HTML документа и отправляет его HTTP серверу; приложение завершает сеанс работы с СУБД.

А теперь рассмотрим классы, описывающие основные понятия платформы Java и средства для создания Web - приложений.

На диаграмме (Рис. 2.26) показаны следующие классы: исполняемый класс, сервлет, платформа Java, язык Java, jsp тег, jsp страница, язык разметки HTML.

Исполняемый класс. Свойства: формирование класса (где и каким образом формируется класс), исполнение класса (где и как исполняется класс). Методы: сервлет компилируется и получается исполняемый класс; исполняемый класс исполняется в контейнере (сервере приложений).