Разработка контента курса дистанционного обучения "DB2 универсальная база данных", страница 8

Объектно-ориентированный анализ начинается со взгляда на требования к системе и на реальный мир, в котором она будет работать. Аналитик должен идентифицировать объекты из этой области, относящиеся к системе, операции, в которых примут участие эти объекты, и интерфейсы между объектами. Анализ применяется в качестве базиса для взаимопонимания клиента и команды разработчиков.

Имея на входе общие требования, фаза анализа содержит построение подробного описания прикладной задачи в терминах, понятных клиенту, конечным пользователям и разработчикам.[1]

Выделяется несколько этапов объектно-ориентированного анализа:

- построение модели окружения (предметной области) – это статическая модель, которая описывает другие системы из окружения разрабатываемого ПО. Она представляется в виде блок-схемы связей;

- построение модели использования – это динамическая модель, которая показывает взаимодействие данной системы со своим окружением. На данном этапе способы взаимодействия системы с окружением выделяются в так называемые варианты использования;

- построение концептуальной модели системы - она описывает основные понятия, связанные с системой, в терминах объектов. Команда может использовать эту модель, чтобы прийти к соглашению с заказчиком системы о том, какие потребности могут быть удовлетворены разработчиками;

- построение модели поведения системы.

Однажды согласованный, ООА применяется в качестве входных данных на фазе проектирования.

В процессе объектно-ориентированного проектирования определяются логические программные объекты, которые будут реализованы средствами языков программирования. Они включают в себя атрибуты и методы.

Фаза проектирования пользуется результатами фазы анализа, описанными в терминах области реального мира, и задает архитектуру создаваемой системы. Здесь происходит трансформация логической архитектуры в физическую. В объектно-ориентированном проектировании физическая структура строится из объектов.  Первая фаза проектирования задает подсистемы первого уровня. Затем могут возникать несколько следующих уровней проектирования по мере разделения подсистем на компоненты, достаточно малые для отображения их в программные модули.

Объектно-ориентированное проектирование - это поступательный итеративный процесс. Граница между объектно-ориентированным анализом и проектированием расплывчата и построение проекта программного изделия состоит из ряда циклов, в которых уточняются описания классов и взаимодействия между ними, разрабатываются реализующие их программы, проводится их отладка и тестирование и по результатам каждого этапа уточняются рабочие документы предыдущих этапов, дорабатываются описания классов и программы. Эти циклы повторяются до получения требуемого результата (информационной системы).[4]

Процесс объектно-ориентированного проектирования состоит из циклического выполнения пяти основных шагов:

- на основе концептуальной модели, система разбивается на подсистемы для определения классов и объектов системы и их взаимодействия. На данном этапе строятся диаграммы устойчивости;

- определяется взаимодействие между объектами и классами системы во времени и структурная организация посылающих и принимающих сообщения объектов. На их основе определяются методы классов системы;

- на основе предыдущих диаграмм формируются классы системы, определяются их атрибуты и методы, а так же связи между ними. На данном этапе строятся диаграммы классов.

- на следующем шаге уточняется последовательность деятельности внутри подсистем (разделов курса). Предназначение данных диаграмм - показать поток управления и последовательность выполнения операций классов;

- далее, объединяя классы в модули, строится модульная структура курса.

На каждом повторении этого цикла уточняются описания классов и перерабатываются проектные документы.


На рисунке 2.1 представлен процесс анализа и проектирования системы с точки зрения ООП:

Рис. 2.1 Процесс анализа и проектирования системы

2.5. Технология создания контента дистанционного курса