Разработка контента курса дистанционного обучения "DB2 универсальная база данных", страница 10

Рис. 2.6 Диаграмма изучения курса

2.5.2. Этап проектирования контента дистанционного курса

Следующий этап разработки - проектирование архитектуры системы.

2.5.2.1 Построение диаграмм подсистем контента

Сначала мы разворачиваем предыдущие диаграммы в более подробные, рассматриваем каждую подсистему (раздел курса) более детально. На этом этапе используют диаграммы устойчивости (определяют структуру подсистем). Существует три типа объектов, используемых в диаграммах устойчивости: граничные, сущности и управляющие.

Граничным объектом называют такой объект, с которым взаимодействует актер (окно, страница HTML, диалоговое окно или меню).

Объект сущности - это сущности (то есть объекты реального мира), которые будут использоваться и на более поздних стадиях процесса разработки.

Управляющим объектом называют такой, который воплощает логику приложения. Они представляют виды деятельности системы. Управляющие объекты непосредственно связаны с видами деятельности объектов сущностей.

Далее представлены модели проектирования архитектуры для каждого раздела курса:

1. Раздел "Основы WEB - технологии".

На диаграммах (рисунки 7 и 8) показаны объекты, описывающие трехуровневую архитектуру, и отношения между ними.

На диаграмме (Рис. 2.7) показана обработка пользовательского запроса согласно трехуровневой архитектуре.

Рис. 2.7 Диаграмма обработки пользовательского запроса

На диаграмме (Рис. 2.8) показан ответ на запрос пользователя согласно трехуровневой архитектуре.[5]

Рис. 2.8 Диаграмма ответа на запрос пользователя

На диаграммах (рисунки 7 и 8) показаны следующие объекты-сущности: Клиент, HTTP протокол, HTTP сервер,  сервер приложений, приложение, СУБД. Граничные объекты - Web - браузер, HTML страница. Эти объекты имеют следующее назначение:

Клиент - это актер, который работает с приложением.

HTML страница - это объект, который содержит информацию, необходимую клиенту, а также средством передачи параметров пользователя.

Web - браузер - это объект, который отображает HTML страницы и передает параметры запроса HTTP серверу. 

HTTP протокол - это объект, передающий данные от Web - браузера HTTP серверу в определенном формате, понятном им обоим.

HTTP сервер - объект, обрабатывающий запросы клиента, предоставляющий необходимые HTML - страницы, а также, если необходимо, передающий запросы серверу приложений.

Сервер приложений - объект, обрабатывающий запросы, поступающие от HTTP сервера и исполняющий серверные приложения.

Приложение - объект, выполняющий необходимые операции для выдачи данных клиенту, соединяющийся с СУБД для сбора данных.

СУБД - объект, который является средством хранения данных.[6]

2. Раздел "Средства разработки и развертывания JavaWEB - приложений".

На следующей диаграмме (Рис. 2.9) показаны объекты, описывающие создание приложения, его развертывание в средах исполнения и отношения между ними.

Рис. 2.9 Диаграмма создания и развертывания приложения

На диаграмме (Рис. 2.9) показаны следующие объекты: Разработчик, среда разработки, HTTP сервер,  сервер приложений, контейнер сервлетов / jsp, приложение, jsp страница и сервлет. Эти объекты имеют следующее назначение:

Разработчик - актер, разрабатывающий приложение.

Среда разработки - объект, предоставляющий средства для разработки приложения.

Сервер приложений - объект, включающий в себя HTTP сервер, контейнер сервлетов/ jsp и контейнер EJB.

HTTP сервер - объект, обрабатывающий запросы клиента и предоставляющий необходимые HTML - страницы, а также, если необходимо, передающий запросы контейнерам сервлетов / jsp и/или EJB.

Контейнер сервлетов / jsp - объект, выполняющий сервлеты и jsp - страницы.

Контейнер EJB - объект, выполняющий EJB компоненты.

Приложение - объект, выполняющий необходимые операции для выдачи данных клиенту, соединяющийся с СУБД для сбора данных. Jsp - страница и Cервлет - составляющие Java Web - приложения.

3. Раздел "Средства платформы Java для создания WEB - приложений (сервлеты, jsp - страницы)".