Теория когнитивного диссонанса, страница 7

а- высокая важность выбранной

                                                  альтернативы,

                                              б- средняя важность,

в- низкая важность

 


             Малая                                       большая ( относительная привлекательность относительно отвергнутой альтернативы)

Если говорить о способах уменьшения диссонанса, возникшего после принятия решения, то их три:

1.  Изменение или аннулирование решения.

2.  Изменение привлекательности имеющихся альтернатив.

3.  Установление совпадения когнитивных элементов альтернатив.

Например, ребенок , выбирающий между походом в цирк или в кино, понимает, что и то , и другое – способы времяпрепровождения. Поэтому, после выбранного решения диссонанса  не будет, так как имело место совпадение когнитивных элементов альтернатив.

Полезность теории когнитивного диссонанса, тем не  скрывает серьезных концептуальных проблем. Неопределенность  когниций объясняется тем, что сфера действия теории  не ограничивается ситуациями, когда противоречие основано на одной  только логике. В большей мере, диссонанс  вызывают психологические противоречия .Если бы объяснения теории ограничивались только  логическими противоречиями, то было бы проще очертить границы ее применимости.

Разберем типичную ситуацию психологического когнитивного диссонанса: « Я верю, что курение наносит вред здоровью и вызывает рак. Я   сам курю сигареты.» С точки зрения  формальной логики, когниция «Я курю сигареты» не противоречит когниции « Курение вызывает рак».Противоречие здесь психологическое. Следствия  этих двух утверждений находятся в  состоянии диссонанса, так как мы знаем, что курящие люди не желают своей смерти. Однако , иногда трудно предугадать  в точности, что именно  окажется психологическим противоречием для диссонанса у данного конкретного человека.

Дорабатывая теорию диссонанса, Фестингер отмечает так же, что  эффекты диссонанса  могут быть ограничены ситуациями, когда  действия индивида разрушают его Я-концепцию. Это может происходить двумя путями:

·  Либо индивид сознательно меняет решение ( совершает глупость)

·  Либо  в результате  наших действий другому индивиду наносится вред, даже если мы делаем это непреднамеренно.(33)

Примером может послужить , по мнению Фестингера,  публичное оскорбление или предъявление субъекту  поступка, которого он не совершал, не зависимо от того преднамеренно или нет это делается.(33)

Конечно, со времени возникновения теории вокруг нее велась некоторая полемика. Например, некоторые исследователи-когнитивисты считали, что не стоит привязываться  к понятиям когниций, а лучше свернуть к бихевиористической схеме «Реакция-стимул», и многие из эффектов диссонанса являются ни чем иным, как разумными выводами, сделанными людьми в отношении своих установок и убеждений, и основанными на их восприятии своего поведения. Однако,  в наиболее наглядных примерах, демонстрирующих действия людей, направленные на уменьшение диссонанса, исходные убеждения являются вполне определенными.  Некоторые исследования подтверждают, что всюду , где  противоречия между установками и поведением являются значимыми, теория диссонанса имеет преимущества в объяснении изменения установок человеческого поведения.(27, 8, 30)

Существует, однако, и физиологическая сторона проявления когнитивного диссонанса. Диссонанс, на физиологическом уровне вызывает состояние возбуждения.(27)

Перед тем, как описать эксперимент по диссонансу, нужно упомянуть о  феномене, открытом  бихевиористами. Ситуация следующая: в отличие от простого задания, предполагающего  вполне определенную реакцию, вам поручено выполнить  другое задание , которое предполагает возможность проявления  нескольких конкурирующих за ваше внимание реакций. Если вы находитесь в состоянии сильного возбуждения, иными словами голодны, хотите пить и т.д. вы выполните задание хуже , чем будучи в состоянии слабого возбуждения. В то же время, если задание  ясное и простое, то  возбуждение как бы заряжает вас дополнительной энергией, не вызывая помех со стороны конкурирующих реакций ; следовательно, выполнение таких заданий лишь улучшится, если человек находится в состоянии возбуждения.(28)