Теория когнитивного диссонанса, страница 13

Рассмотрим общие особенности личности, развивающейся в условиях депривации.

 Культурно-историческая концепция, которая лежит в основе рассмотрения психологии развития, базируется на утверждении, что человек – существо социальное,  а значит, развитие идет только через обучение, иными словами с момента рождения окружающие взрослые , в первую очередь – мать – социализируют ребенка (6,7 ). В психологи часто приводят следующий пример : если котенка , ил любое другое животное, убрать в первые месяцы жизни от   матери, котенок вырастет котом, а если ребенка лишить  родителей и социума, как такового, он не вырастет  полноценным человеком. Подтверждение тому – феномены и синдромы « маугли» (15,16).

 Таким образом, если растущего индивида  поместить в условия депривации ( депривация – лишение человека жизненно необходимых потребностей, в числе которых и пребывание рядом с родителями ), то через некоторое время можно наблюдать  у этого индивида специфические  психологические особенности, характерные для условий депривации (16).

Воспитанники детских домов и школ –интернатов всегда имеют общий психологический портрет, общие характеристики которого можно свести к следующим пунктам:

1.  Возможное наличие патологической наследственности. Дети, проживающие в детских домах , как правило , из неблагополучных семей , низкого социального слоя, групп риска. И «сбои» в развитии могут  быть заложены как до беременности, так  и во время беременности. Отягощение наследственности могут усиливать родовые  травмы (4,16).

2.  На фоне наследственности и условий депривации  всегда наблюдается ослабление иммунной системы организма, общая соматическая ослабленность, частая вегетососудистая дистония, ОВРИ. Как следствие ослабления иммунитета, подверженность частым инфекционным заболеваниям  типа ветрянки, чесотки, краснухи, гепатита. Медики отмечают, что очень  высок процент детей туб инфицированных. Почти у всех детей  наблюдаются признаки астеничности, все дети достаточно худы, не смотря на то, что едят много и чувство голода испытывают часто.(16)

3.  Интеллектуальная сфера ребенка, проживающего в условиях внесемейного воспитания, имеет специфические черты, хотя бы уже потому, что многие из этих детей в возрасте от 0 до 3 лет находились в доме ребенка, или в доме малютки, что исключает нахождение рядом с ними матери в первый жизненно важный период. Плюс к этому любое учреждение интернатного типа  оказывают на ребенка влияние так называемого госпитализма, то есть замкнутого пространства : ребенок живет в одном здании, там же ест, спит, учится, у него нет необходимости частотных выходов из здания, кроме прогулок, которые обычно проходят на территории детского дома или близ лежащих территориях.   Как следствие , у всех детей дошкольного и младшего школьного возраста  искаженные представления об окружающем мире, слабый запас реальных представлении и т.д. Поэтому более 60% детей имеют задержку психического  развития, около20%  олигофрению средней стадии (16).

4.   Особенности имеют и высшие психические функции .Почти у всех детей  малый объем    и низкая концентрация внимания. Очень долговременная избирательная память. Зафиксированная на прошлом опыте, наполненном негативными переживаниями, память включает в себя только идентичные действия и события. Поэтому дети школ-интернатов  часто злопамятны, а вот положительные эмоциональные состояния переживают довольно краткое время.

5.   Процессы мышления тоже имеют свои особенности. Довольно часто у  этих детей наблюдается слабость обобщения, при чем на всех возрастных стадиях – от дошкольного возраста и до 18 лет. С дошкольного же возраста преобладает наглядно- практическое мышление. Употребление словесно-логического  мышления встречается крайне редко. Из-за ослабленности аналитических функций  и синтеза (4,16).

6.  Еще одним из вопросов , возникающих у педагогов и психологов детских домов при работе с детьми, является вопрос об отсутствии креативных способностей. На сегодняшний день в образовании  нет качественных известных программ, направленных на развитие творчества у детей , тем более у категории детей, проживающих в детских домах и школах-интернатах (16).