Теория когнитивного диссонанса, страница 2

2.  Выявить «психологический портрет» ребенка, воспитанника учреждения внесемейного воспитания

3.   Экспериментально изучить особенности поведения  детей детского дома в ситуациях, сопряженных с трудностями

4.  Рассмотреть  возможные способы редукции когнитивного диссонанса у детей данной категории.


ГЛАВА 1

 1.1Теория когнитивного диссонанса.

Когнитивный диссонанс представляет собой состояние напряжения, возникающее у субъекта (индивида) , когда у него имеются две когниции ( идеи, убеждения, мнения), которые противоречат друг другу.  Следуя теории  Фестингера (25) ,появление когнитивного диссонанса вызывает двусторонний феномен: с одной стороны – мобилизация внутренних сил для решения проблемы, с другой – ощущения дискомфорта,   который индивид стремится снять (редуцировать) (8,25, 27).

Существует определенная согласованность между тем, что человек знает , и тем, что он делает.

Например, ребенок, зная, что вслед за совершенным проступком последует наказание, постарается избегать таких проступков или скрывать содеянное, -это очевидная вещь, но тем не менее существуют исключения из последовательного в целом поведения. «Например, курильщик, отдавая себе отчет о вреде курения, продолжает курить, или преступник, понимая, что за перевоз наркотических средств вероятнее всего последует суровое наказание, продолжает нарушать закон».(27)

Но стремление индивида к внутренней  согласованности существует как данность, таким образом, что же происходи в подобного рода  поведенческих  исключениях ? Сами индивиды очень редко признают свою когнитивную рассогласованность, гораздо чаще люди рационализируют свое поведение и это противоречие. Так ,курильщик  будет утверждать, что он получает удовольствие от сигареты, или что бросив он прибавит в весе, то есть, привычка успешно согласуется индивидом со своими внутренними когнициями(25,27,32)

Однако люди не всегда успешны в рационализации собственного поведения, и их попытки обеспечить внутреннюю согласованность ,неудачны. Здесь то и возникает сбой  в системе знаний,  который приводит к психологическому дискомфорту.

Таким образом , мы можем сформулировать основные положения теории, определив несоответствие термином –диссонанс, а соответствие  термином –консонанс:

1.  Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет побуждать индивида к попытке уменьшить степень диссонанса, и по возможности , достичь консонанса.

2.  В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет стремиться избегать ситуаций и информации, которые могут привести к его возрастанию. (25,с.17)

Термин диссонанс в теории Фестингера имеет общее значение и может соответствовать другим терминам, например, фрустрации , неравновесия.

Л.Фестингер полагает, что диссонанс – есть существование противоречивых отношений  между отдельными элементами  в системе знаний, и сам по себе является условием, которое побуждает к действиям, направленным на его уменьшение. Это иной вид мотивации, нежели общепринятые в психологии.

Под термином знание понимается любая когниция индивида относительно самого себя и своего поведения.

Стремление к уменьшению диссонанса является базовым процессом, значит, его проявления будут наблюдаться в широком диапазоне.(25)

Когда и почему возникает диссонанс?

Перефразируя вышеизложенное предложение: почему люди совершают поступки, противоречащие их системе ценностей? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять ,как формируются  у человека представления о собственном поведении.(25, 33, 34)

Все наше поведение в жизни зависит от смены внутренних когниций, а новые когниции, в свою очередь появляются тогда, когда индивид получает новую информацию и соотносит ее с уже имеющейся у него.  Грубый пример: для человека, собирающегося за город на отдых, новой информацией становится начавшийся дождь.(25)