Теория когнитивного диссонанса, страница 10

Эта точка зрения  связана с принятым в когнитивном подходе представлением, что Я- концепция – это не некая монолитная сущность, а скорее система  внутренних идентичностей, или схем Я, которые соответствуют  различным сферам  опыта и деятельности индивида. Являясь фундаментальными элементами самоопределения, схемы Я оказывают систематическое  и глубокое влияние на  то, как перерабатывается информация, касающаяся Я.(8)

Стилл считает, что редукция диссонанса – просто специфическая форма самоподкрепления. Ранее Уолстер предположила, что процесс редукции когнитивного диссонанса в ситуации свободного выбора – это поддающаяся измерениям последовательность событий  сразу  после принятия решения:

1.  латентный период, когда индивид еще не успел оценить  ситуацию

2.  несколько минут сомнений относительно сделанного выбора

3.  повышения рейтинга привлекательности отвергнутой возможности

4.  изменение рейтинга в пользу осуществленного выбора.(8)

При исследованиях Герарда и Малколма (Gerard& Malcolm)  только те испытуемые , чье самоуважение получило подкрепление, демонстрировали стандартный паттерн редукции  диссонанса по Брему.(31)

Опираясь на  перечисленные выше данные, Neilands (1993) провел серию экспериментов, в результате которых  подтвердил гипотезу, что индивидам  с высоким самоуважением требуется меньше  времени  для того, чтобы успешно уменьшить диссонанс, чем индивидам с низким самоуважением. С его точки зрения, первые в ситуации угрозы Я  прибегают к самоподкреплению автоматически, тогда как для вторых  это более принудительный, контролируемый процесс .Индивиду с низким самоуважением требуется  больше времени  на то, чтобы переключить свое внимание с угрожающей информации на информацию в памяти, которая могла бы сыграть роль «якоря» для переживания чувства высокого самоуважения.

1.2 Приложение теории когнитивного диссонанса к исследованиям личности детей с различной психической организацией.

Так, как  все составляющие психической организации человека самым непосредственным образом связаны с характером взаимоотношений личности с её социальным окружением, то  деструктивные  формы поведения , когнитивные и личностные нарушения, которые не проходят самостоятельно  в детском возрасте и могут привести к психосоматическим заболеваниям, легко объясняются с точки зрения когнитивного диссонанса, и кроме того,  редукция диссонанса может дать положительный эффект   в  компенсации и конгруэнтности когнитивной и эмоциональной сфер у детей, особенно у тех, которые имеют отклонения в развитии.

Для того , чтобы предотвратить неблагоприятные проявления психических состояний, необходимо выяснить механизм их развития.

Своеобразие психической организации детей с отклонениями в развитии проявляется в первую очередь, в нетипичных (неполноценных способах) переработки информации на этапе афферентного синтеза, принятия решения, формирования программы действий, контроля выполнения, что вызывает недостаточность механизмов регуляции психической деятельности.

           Рассмотрим влияние  специфических форм оперирования информационными признаками детей с отклонениями в развитии при выполнении деятельности (учебной, коммуникативной) на этапе афферентного синтеза и принятия решения – так как эффективность осуществления деятельности на этих этапах существенным образом сказывается на её результативности и эмоциональном состоянии индивида в целом. Этот эксперимент проводился В.И. Терентьевой (24) на выборке детей с различной психической организацией  из детских садов и школ г. Красноярска.


В соответствии со сторонниками  теории когнитивного диссонанса ( Мартин) существуют три категории процесса осуществления выбора:

1.  предпочтение- процесс выбора характеризуется  ясно выраженным предпочтением одной из альтернатив. Тенденция  оправдать альтернативу увеличивает степень удовлетворенности индивида и такой процесс можно  классифицировать как разновидность защитного механизма рационализации;