Теория когнитивного диссонанса, страница 15

Этот диссонанс объясняется уже самим фактом пребывания детей  в интернатном учреждении. С одной стороны , у индивида существует знание или убеждение: что почти все курят, почти все его сверстники пробовали пить, почти у всех есть сексуальные контакты. С другой стороны – существует знание , что индивид живет по расписанию – 7.30 подъем, 8.00 – завтрак, 8.20 – уроки, 14.00 – обед, 14.30 – консультации и уборка территории, в 16.30 – выполнение школьной домашней работы и т.д. ; и это расписание нарушать ему нельзя. Итак, существуют два когнитивных элемента  релевантные проблеме выбора своих действий. С одной стороны, действия по графику, выполняемые годами, с другой , общественно отрицаемые формы поведения, которые нужно попробовать уже потому, что они не выполнись часто, к ним есть интерес. Выбрав  негативные формы поведения, индивид получает еще один диссонанс между когнитивным элементом собственного действия и  когнитивным элементом   общественных норм, отрицающих подобное поведение. Чтобы уменьшить силу диссонанса индивид предпочитает не  рефлексировать собственное поведение и не замечать его, поэтому объяснительные беседы со  взрослыми по поводу  «плохого» поведения  обычно не дают никаких результатов (16).

И в дальнейшем ребенок будет повторять опыты негативного поведения, так как  еще в первом случае выбор имел место эффект окончательной фиксации.(12)

Еще одним наипростейшим примером когнитивного диссонанса может служить само пребывание ребенка в школе –интернате. С одной стороны у него существует когнитивный элемент знания о том, что у него , как и  у каждого человека на земле, должна существовать семья ( или она где-то существует, или она существовала раньше), с другой стороны, есть другая когниция реальности, о  том, что в настоящий момент  он не видит семьи и в ближайшее время он продолжит жить вместе с другими детьми , а не в тех условиях, в которых хотел бы(16) Оба когнитивных элемента находятся в релевантных отношениях к проблеме существования ребенка. Между  когнитивными элементами возникает диссонанс (25). Уменьшить его ребенок не может, так как не может не замечать или грамотно рационализировать существующую реальность. На этом фоне можно констатировать  высокую степень диссонанса на протяжении не одного года, и как следствие, психологический дискомфорт и невротизацию личности, причиной которой будет пребывание  ребенка в детском доме (16).

С точки зрения когнитивного диссонанса может быть объяснена и хроническая неуспеваемость ребенка, живущего в детском доме. Даже если у него и не наблюдается серьезных нарушений в познавательной сфере. Когнитивный диссонанс уже существует.

Возьмем типичную ситуацию, когда  преподаватель интерната дает ребенку какое-либо интеллектуальное задание. Если  степень диссонанса невелика, ребенок справится с ним без  особого труда, а если диссонанс существует уже достаточно долгое время и степень его интенсивности высокая, то и выполнение задания будет вызывать непонимание, затруднение, отказ от деятельности, либо требование помощи (16).

Теперь рассмотрим с точки зрения теории диссонанса межличностное общение  депривированных детей. Они интуитивно следуют теории диссонанса в своем коллективе. В  нем существуют своя  иерархия, и вновь прибывшим детям предстоит пройти ряд испытаний, чтобы остальные приняли его в свой круг общения. Если ребенок  адаптируется под требования остальных, он становится полноправным членом «братства». А фиксация на принимаемых решениях только укрепляет существующие компании. Поэтому проступки совершаются обычно коллективно, найти виновника , если компания сплоченная,  почти невозможно.(16)

С другой стороны, существуют относительно благополучные воспитанники детских домов и школ-интернатов. У них тоже существует стойкий диссонанс к своему нахождению в учреждении закрытого типа. Но они руководствуются общепринятыми нормами в своих решениях. Если есть возможность, эти дети попадают в нормальные семьи, или учатся в не в своей школе, а в обычной ,или со специальным уклоном. (4,16)