Теория когнитивного диссонанса, страница 16

Ситуация  воспитания в интернате остается, но диссонанс уменьшается за счет того, что ребенок получает возможность обучения и общения с нормальными детьми и что дает ему право чувствовать себя в лучших условиях, чем другим детям интерната, лишенным такой возможности. При этом, ребенок начинает избегать ситуаций  увеличения интенсивности диссонанса. Например, идя в компании обычных детей и встречая на пути своих друзей по интернату, он своим поведением начинает демонстрировать свое обособление от «интернатовских» сверстников. Избегает всяческих напоминаний и разговоров о том месте, где  до недавнего времени проживал или проживает. «Зафиксировавшись» на моменте уменьшения диссонанса, старается избегать любых ситуаций, связанных с его увеличением и пытается создавать ситуации, которые еще больше уменьшили бы его. Например, попытается  сблизится с семейными детьми и проводить с ними как можно больше времени, будет чаще бывать в их семьях, будет демонстрировать способы поведения, которые позволят ему стать значимым для семейных детей.(16)

С точки зрения теории когнитивного диссонанса можно объяснить и компенсацию интеллектуального отставания некоторых детей.(25) Известно, что  решение интеллектуальных заданий требует усилий со стороны учащегося, в то время как , выполнение труда определенного вида ( шитье, столярное дело и т.д.) таких усилий не требует. С одной стороны, ребенок не может качественно выполнять учебную деятельность, с другой, без особых усилий справляется с иного вида деятельностью. Диссонанс , возникающий  в проблеме учебной деятельности, уменьшается, когда появляется успешность в другого вида деятельности. Стремясь закрепить это уменьшение ,  ребенок  будет и далее выполнять то, что у него лучше получается. Кроме того, одобрение преподавателя ,например, труда вызывает очередное закрепление решения относительно  успешной деятельности. Таким образом, окружающие взрослые помогают уменьшить имеющийся  у ребенка диссонанс относительно учебной деятельности, компенсируя его другой.

Нам представляется, что все вышеизложенное, свидетельствует о том, что дети, воспитывающиеся в условиях депривации, в силу незрелости, не могут  на достаточном уровне качественно перерабатывать информацию,  у них во многих случаях отсутствует положительный опыт  разрешения эмоциогенных жизненных ситуаций, они социально неадаптивны.

Почти постоянно прибывая в состоянии когнитивного диссонанса,  и стремясь уменьшить состояние внутреннего дискомфорта они , на наш взгляд , будут выбирать нерациональные способы  редукции диссонанса.

ГЛАВА 2.

Исследование влияния когнитивного диссонанса  на  поведение детей, воспитывающихся  в условиях детского дома.

Экспериментальная работа осуществлялась в два этапа:

1.  Исследование  особенностей поведения детей детских домов в ситуациях, связанных с проявлением трудностей  и помех, препятствующих достижению целей.

2.  Исследование способов  редукции когнитивного диссонанса у воспитанников детского дома.

Первый этап.

 Для проведения исследования предпочитаемых испытуемыми способов поведения нами была выбрана  проективная методика фрустрации С. Розенцвейга. Как нам представляется, эта методика, будучи достаточно структурированной, направлена на определенную область поведения, обладает относительно  объективной процедурой оценки и более доступна объективному анализу, нежели большинство проективных методик. Автор методики рассматривает психологическое состояние фрустрации как  состояние , характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. И сопровождается отрицательными   переживаниями, что некоторым образом соответствует теории когнитивного диссонанса.

Так как исследование проводилось   на детях, проживающих в интернатном учреждении, нами для проведения обследования был взят вариант методики Розенцвейга, переработанный, апробированный и стандартизированный В.С. Мухиной и К.А Хвостовым для  обследования депривированных детей ( см. Приложение 1)