Теория когнитивного диссонанса, страница 14

7.  Кроме того, почти 90% детей школ-интернатов и детских домов имеют  общее нарушение речи всех уровней, часто: дизартрию, дислексию и другие логопедические нарушения. Даже если не имеют таковых, то обязательно малый и скудный словарный запас.

8.  В личностной сфере у таких детей довольно выражены:

·   Эмоциональная лабильность

·  Неадекватная самооценка.

·  Аутистические тенденции.

Агрессивность проявляется не ситуативно, а как характерологическая черта. Причем аутистические тенденции и агрессивные тенденции находятся как бы на одной параллели характерологических черт: если ребенок не агрессивен, то у него наиболее вероятно будут проявляться Аутистические тенденции и, возможно аутоагрессия; и наоборот, отсутствие рефлексии собственной деятельности наиболее вероятно может сложиться в агрессивное поведение по отношению к другим детям, проживающим в учреждении внесемейного воспитания .

·  Наличие патологий влечения тоже довольно распространенное явление в учреждениях интернатного типа.

·  Как следствие, среди этих детей не только много акцентуантов, но и существуют случаи  патологии личности.(16)

9.  Личностная сфера оказывает прямое влияние и на            поведенческие  характеристики депривированных детей. Одним из наиболее распространенных явлений среди них является социальное иждивенчество. Так как ,живя в интернате, ребенок не прилагает сам  никаких усилий для  получения пищи , одежды и других необходимых вещей для жизни, у него складывается стереотип,  что и в дальнейшей жизни  он не будет прилагать никаких усилий для своего существования. К старшему школьному возрасту помощь взрослых воспринимается как должное.(16)

10.  Еще одной специфической чертой является искаженный образ взрослого , заменяющего родительской воспитание. Воспринимая каждого нового взрослого, как значимый для себя объект, депривированные дети обычно очень быстро начинают демонстрировать навязчивое поведение по отношению к этому взрослому. Любые попытки взрослого обратить внимание  на других детей, оборачиваются агрессивными проявлениями   навязчивого ребенка на других детей. Демонстрация гипердоброжелательного поведения ребенка к взрослому усиливается индивидуальными знаками  внимания со стороны самого взрослого, например подарками, и полностью исчезает, когда взрослый пытается  предъявить  ребенку какое-либо , пусть незначительное требование (16)

11.  Что касается настоящих родителей, если таковые имеются, то для ребенка , проживающего в интернате предпочтительнее  его собственная мать,  даже если живя в семье, ребенок постоянно терпел издевательства и унижения над собственной личностью (16)

12.  Если вспомнить структуру самосознания В.С. Мухиной, по которой каждый индивид должен положительно принимать себя, свое имя, свой пол, осознавать психологическое время своей личности, свои права и обязанности; то ребенок из интерната будет крайне примитивно осознавать себя в прошлом, настоящем и будущем, на примитивном же уровне попытается принять себя, свой пол, свое имя, и совершенно не осознавать своих прав и обязанностей.(4,15,16)

Вышеизложенное вовсе не свидетельствует, что у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, отсутствуют положительные личностные качества, просто их наличие не считается актуальным в рассмотрении нашей проблемы

Попробуем объяснить  некоторые специфические черты поведения детей интернатов через приложение теории когнитивного диссонанса.

Так как состояние диссонанса это состояние психологического дискомфорта, то индивид, как только начинает его испытывать, жаждет уменьшить диссонанс или восстановить консонанс. Один из путей не допускать диссонанса – это не обращать внимания на собственное поведение и на собственные действия.

 Например, дети , чьи родители были лишены родительских прав, до попадание в детские дома и интернаты уже имеют негативный прошлый опыт, и когнитивные элементы того, что пьянство, рискованное сексуальное поведение не одобряются в обществе, наносят вред здоровью  и т.д. Но эти когниции «забываются», когда предоставляется возможность попробовать варианты такого поведения. Почему эти варианты поведения  являются для детей привлекательными?