Теория когнитивного диссонанса, страница 21


Таким образом, мы можем констатировать отличие цифровых усредненных данных в таблицах С.Розенцвейга с полученными результатами.

  Вышеизложенные таблицы ( 1 по 4) позволяют сделать вывод о том, что воспитанники детских домов дают сильно отличающуюся частоту проявлений тех или иных способов поведения в ситуациях общения от усредненных данных детей воспитывающихся в условиях семьи ( вне зависимости от половой принадлежности). Это подтверждает факт общего отклонения в поведении, и специфических навыках общения у детей из детских домов.

Второй этап.

Второй этап состоял из изучения способов возможной редукции когнитивного диссонанса у  испытуемых. Для этого  моделировались ситуации диссонанса: испытуемым ( каждому – индивидуально предлагалась исходная ситуация, у которой было несколько альтернативных действий. ( Методика С. Розенцвейга, 1 этап). После того, как испытуемый самостоятельно выбирал вариант действий, ему говорилось, что другие испытуемые ( социально значимые для него ) выбирали другой вариант действий, и снова испытуемого спрашивали : какой из предложенных вариантов действий он предпочтет (по методу Мартина).

Результат исследования.

Согласно  теории диссонанса, наиболее возможные варианты редукции , которые проявлялись испытуемыми на втором этапе исследования, заключались в следующем:

- Ребенок мог изменить решение в пользу предложенного , и аннулировать собственное ( проявление конформизма)

        - Увеличить  привлекательность собственной позиции ( аргументировать ранее выбранный вариант действий)

-   Проигнорировать полученную информацию.

При обработке результатов нами были получены следующие данные:

Таблица-5

Способы редукции

Диссонанса

Количество испытуемых

1. Изменение решения в пользу предложенного

 (10%)

2. Отстаивание собственного выбора

(аргументация)

 (23,75%)

3.Игнорирование

(66,25%)

Как видно из диаграммы, большинство испытуемых при редукции диссонанса использовали наименее травмирующие Я-концепцию и собственные установки способы – игнорирование и аргументацию собственных действий, в то время как процент детей, которые использовали способ изменений собственных представлений  об объекте в соответствии с ожиданиями социального окружения небольшой – 10 % от общего количества.

Следовательно, мы можем констатировать, что у данной группы испытуемых детей наиболее предпочтительным способом редукции когнитивного диссонанса будет являться  игнорирование информацией. Причиной этого , как нам кажется, могут служить условия депривации, которые сказываются  поведении детей в различных ситуациях, а так же, недостаточность  ресурса для быстрой и адекватной оценки поступающей информации ( так как большинство детей имеют отклонения в развитии)

Выводы.

В проведенном исследовании частично осуществлено изучение влияния когнитивного диссонанса на способы поведения детей детских домой и школ- интернатов.

Анализ полученных  результатов , представленных в исследовании, позволяет сделать вывод о том, что специфика психической организации детей, воспитывающихся и проживающих в условиях депривации  позволяет им  проявлять достаточно однобокие типы поведенческих реакций в ситуациях  фрустрации. В редких случаях эти дети будут проявлять высокие позитивные формы социально-нормативной поведенческой реакции . Более частыми будут проявления агрессии, игнорирование, поиск виновных и осуждение внешних обстоятельств, и неадаптивная, пассивная форма реагирования.