Теория когнитивного диссонанса, страница 12

При изучении способов редукции диссонанса, моделировались ситуации диссонанса: предлагалась исходная ситуация , у которой было несколько альтернативных решений и испытуемый сам должен был выбрать свой вариант действий. После того, как выбор был сделан , говорилось , что другие ребята ( с высоким социальным статусом ) потупили противоположным образом и снова испытуемого спрашивали о его выборе . ( методика Мартина). Перед этим  выявлялись  предпочитаемые   испытуемым способы поведения  или выбор действий ( по методу Розенцвейга). Этот эксперимент показал, что более 80% детей с отклонениями в развитии  предпочитают действия (реакции) ЕД с фиксацией на самозащите  и реакции с фиксацией на удовлетворении потребностей NP . Причем, график шкалы ЕД  указывает на  то, что силы субъекта сосредоточены на защите своего «Я», а график NP указывает на недостаточную адекватность у испытуемых субъектов при решении проблем.

При исследовании редукции диссонанса у тех же испытуемых ,  выяснилось, что дети  :1) редуцировали диссонанс путем увеличения достоинств выбранной альтернативы,1) игнорированием информации , если ребенок безразлично относился   к противоречию между собственными ответами и навязываемыми со стороны .(24)

Дети с отклонениями в развитии гораздо в меньшей степени, чем дети с «нормой» развития ориентируются  в своих поведенческих действиях на социальные нормы. У детей с отклонениями в развитии  более предпочтительными в социальной ситуации явились такие способы редукции диссонанса , как : игнорирование информацией и отсутствие согласия ( менее дискомфортные) (24)  

В учебной же ситуации дети с отклонениями в развитии склонны разрешать диссонанс способом «вынужденного согласия».

Таким образом ,экспериментальные данные свидетельствовали о том, что  у детей с адекватной самооценкой и когнитивной зрелостью в процессе общения прослеживалась тенденция  наряду со стремлением  уменьшить противоречие , желание  интериоризировать  взгляды и ценности той социальной среды, в которой он находится ( способ редукции диссонанса – « вынужденное согласие»). Обладая  высокой толерантностью к  диссонансу, ребенок  с гармоничной психикой  принимает обратную негативную связь, выделяет в ней положительные моменты и проводит  соответствующие изменения в своем поведении , так как обладает необходимыми для этого ресурса.(24

Для многих детей с отклонениями в развитии, в силу незрелости, недостаточности способов переработки информации, низким числом самоатрибуций характерны нерациональные способы редукции диссонанса. Чтобы сохранить  состояние психологического комфорта , такие дети стремятся избегать проблемных ситуаций , как следствие этого,  у них нет опыта  разрешения эмоциогенных ( личностно важных) жизненных ситуаций, слабо продуктивные, неадекватные типы поведенческих реакций. Чтобы избежать внутреннего дискомфорта  ребенок с дисгармоничной психикой стремиться избегать ситуаций принятия решений ( проявляя способ «вынужденного согласия»). Искусственно  обесценивает для себя социальные ситуации ( проявляя способ «игнорирования ситуаций»), либо проявляет настойчивость  в стиле поведения, не желая изменять свою систему взглядов и установок ( проявляя способ редукции диссонанса – «отсутствие согласия»).В учебной же ситуации такой ребенок предельно зависим от более компетентного  участника деятельности.(13,24)

Таким образом, исследования  показали, что низкая толерантность к когнитивному диссонансу является той психологической почвой , которая дает  социально дезадаптивную личность (24)


1.3Психологические  особенности  детей детских домов.

Исходя из вышеизложенного, мы можем предполагать, что если теория когнитивного диссонанса объясняет некоторые аспекты  личности у детей с отклонениями в развитии, то с достаточной долей вероятности эта теория может давать объяснение отклонения у детей, воспитывающихся в условиях депривации ( живущих в учреждениях госпитального типа) (4,12).