Теория когнитивного диссонанса, страница 4

Два элемента являются диссонантными по отношению друг к другу, если по определенной причине , не соответствуют один другому.

Например, человек, находясь в окружении друзей испытывает опасения и неуверенность, значит между двумя когнитивными элементами существуют релевантные диссонантные отношения.

Диссонанс может существовать  вследствие  приобретенного опыта или неоправданных ожиданий, или по другим причинам. Побуждения и желания тоже могут быть факторами, определяющими, являются ли данные отношения диссонантными или нет.

Диссонанс между двумя когнитивными элементами может возникнуть:

1.  По причине логической несовместимости. ( Взаимное отрицание строится на элементарной логике)

2.  По причине культурных обычаев. Когнитивные элементы могут войти  в противоречие с общепринятыми  культурными нормами.

3.  На основе прошлого опыта. Когда новый когнитивный элемент противоречит когнитивному элементу из прошлого опыта.

4.  В процессе общения со значимыми людьми и т.д.(25)

Если в паре когнитивных элементов один из них приводит к подтверждению значения другого элемента, то отношения являются консонатными. Если один элемент не подтверждает и не опровергает значение другого, то это нерелевантные отношения.(25,27)

Степень диссонанса. Все диссонантные отношения имеют разную силу и интенсивность. С уверенностью можно предположить, что в жизни очень редко можно встретить пару релевантных когнитивных элементов, в которой диссонанс полностью отсутствует. И следовательно , каждый из людей регулярно и испытывает психологический дискомфорт , в основе которого лежит тот или иной диссонанс различной степени.(25)

Если подавляющее большинство релевантных элементов являются консонантными по отношению  к , скажем, поведенческому элементу когнитивной системы, то степень диссонанса будет небольшой.,

А если доля элементов , консонантных по отношению к поведенческому элементу когнитивной системы меньше, чем доля диссонантных, то степень диссонанса, а соответственно и напряжения , будет выше. (25)

Следовательно, мы можем резюмировать вышеизложенное:

1.  Если 2 когнитивных элемента релевантные по отношению друг к другу, то характер их отношений будет либо диссонантным, либо консонантным.

2.  Степень диссонанса или консонанса увеличивается, вместе с увеличением важных элементов, входящих в данную в данную когнитивную систему.

3.  Степень диссонанса, существующего между двумя системами когнитивных элементов, соответствует взвешенной пропорции  релевантных отношений между двумя системами. ( Термин  взвешенная пропорция  использован потому, что каждое релевантное отношение зависит от важности включенных  в нее элементов.)

Уменьшение диссонанса.

 Существование диссонанса порождает стремление к тому, чтобы уменьшить , а если это возможно, то и полностью устранить диссонанс. Интенсивность этого стремления зависит от интенсивности самого диссонанса.

Другими словами, диссонанс действует на поведение точно так же, как и мотив, потребность. Наличие диссонанса ведет к действиям , направленным на его уменьшение , так же как и чувство голода ведет к действиям , направленным на его устранение.(8, 24, 25)

Грубо говоря, вся наша жизнь является уменьшением когнитивных диссонансов и стремлением к консонантным отношениям.

Чем больше степень диссонанса, тем больше будет интенсивность действия, направленного на его уменьшение, тем сильнее будет склонность к избежанию   любых ситуаций , которые могли бы увеличить степень диссонанса.

Уменьшить диссонанс можно разными способами, например, изменением поведенческих когнитивных элементов. Когда диссонанс возникает между когнитивным элементом и поведенческим когнитивным элементом, то он может быть устранен только  с изменением  поведенческого элемента. ( Грубо говоря, существует достаточно людей   отказавшихся от табака, так как это вредно для здоровья).