Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 9

Ступени профессионального становления психолога в образовании:

1 ступень: ''упрошенно-оптимистическая'' - знаю методики, владею технологиями, представляю чего хочу, все в моих руках…

Ложные установки:

-доказать свою значимость стахановским трудом;

-поголовный личностный рост педагогически запущенных детей;

-демонстрация высокого уровня профессионализма.

2 ступень: ''скептическая'' - (наиболее болезненная) ощущение беспомощности и бесполезности…

3 ступень - ''собственно профессионального становления'' - более четкое осознание задач приминительно к конкретным условиям деятельности и представление о результатах своего труда.

Для достижения эффективной позиции в учреждении специалистами в первую очередь рекомендуется:

1 - уточнение ожиданий обеих сторон в отношении психологической службы, максимальное сближение ожиданий и реальных возможностей;

2 - выработать общую позицию с администрацией школы в вопросах организации деятельности, функций, целей и задач психолога в данном конкретном заведении;

3 - определение полномочий психолога в принятии тех или иных решений (права и обязанности), права и обязанности администрации в отношении деятельности психолога, определение принципов текущего взаимодействия;

4 - оговорить формы отчетности и контроля психолога;

5 - оговорить нормативную базу позиции и организации деятельности психолога (время работы, свобода передвижения)

Администрация школы обязательно принимает участие в обсуждении планирования деятельности психолога, который включается в план работы учреждения и доводится до остальных сотрудников.

По мнению ряда специалистов: Битяновой М.Р., Тутушкиной М.К., Вочкова И.В. - определяющими в работе психолога в образовании является отношения с администрацией учреждения, в котором работает психолог.

Именно эти отношения в дальнейшем определяют позицию психолога в учреждении и определяют систему отношений с остальными субъектами системы. Неопределенность отношений с администрацией часто приводит к выполнению психологом роли:

''сантехника'', спешащего заделать ''прорвавшуюся брешь'' в море школьных проблем (срочно поработайте с Ивановым, он опять прогуливает уроки… Приведите в нормальное состояние Белову, она опять устраивает истерики на уроках…) - психологом стараются заткнуть все бреши образовательного процесса - замена уроков, замена библиотекаря…, 

''мистера Х'', занимающегося чем-то, но никому неизвестно чем. Психолог работает только с детьми, минимизируя контакты с преподавтельским составом. У него могут быть замечательные отношения с ребятами, результаты работы, но педагогический коллектив чаще всего не принимает такого психолога, а в дальнейшем может и способствовать его вытеснению.

Обе эти позиции приводят к неудовлетворенности, как самого специалиста, так и коллектива в целом…., к обидам обеих сторон друг на друга.

Может быть и третья позиция ''независимого эксперта-контролер'', она на первый взгляд выгодно отличается от первых двух, т.к. психолог активно вмешивается в учебно-воспитательный процесс, льстит самолюбию, т.к. психолог по отношению к коллективу занимает позицию сверху, но провоцирует сопротивление в принятии рекомендаций - указаний, а соответственно делает результативность работы малоэффективной (возможна только при поддержке директора).

Наиболее приемлемой считается позиция ''коллеги в образовательном процессе'', т.к. предполагает позицию рядом, поиск соратников в совместном решении образовательных и воспитательных целей, построении системы психологического обеспечения.

Многими специалистами подчеркивается значимость установившихся у психолога взаимоотношений с директором, от которых во многом зависит и занимаемая позиция в системе общих отношений и результативность деятельности. И.В. Вачков выделяет 4 типа отношений психолога с директором, в зависимости от индивидуальных особенностей последнего (его индивидуализма - коллективизма) и дистанции, которую они занимают по отношению друг к другу.