Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 3

Подлинными инициаторами формирования педологии в России были А.П. Нечаев, Н.П. Румянцев, В.М. Бехтерев. Осенью 1904 г. в Петербурге открылись первые в России педологические курсы под руководством Нечаева. В этот период выходили журналы по детской психологии ''Вестник воспитания'', ''Педагогические известия'', ''Вестник психологии криминальной антропологии и педологии''.

 В Московской педагогической академии было открыто педологическое отделение основной задачей которого было выявление возможностей обучения трудных, умственно отсталых детей.

В эти годы разрабатывалось много тестов по диагностике интеллектуального развития детей (''профиль Россолимо'' - помогал в диагностике скрытой или неясной симптоматике психических отклонений).

Бехтерев создал целую сеть клинических учреждений, которые были разделены на научно-лабораторные и научно-клинические, а в 1907г. создал педологическое отделение при Петербургском психоневрологическом институте.

В отличие от Холла, Карл Гросс (1861-1946) рассматривал игру как школу подготовки организма к жизненным испытаниям, которая упражняет функции для будущего. К сожалению, Гросс не видел социальной сущности игровой деятельности, а  ограничивал игру целями биологического приспособления.

Среди европейских психологов выделяется Т. Рибо и Ф. Гальтон противопоставившие методике выспрашивания детей о собственных психических состояниях Холла, метод тестов как объективный, позволяющий выносить суждения об умственном развитии детей на основании не субъективных суждений о себе, а по результатам выполнения специально подобранных заданий. Гальтон впервые ввел термин ''тест''.

Уже в 90 годах после статьи Д. Кетелла ''Умственные тесты измерения'' (1890) в США начинают широко культивироваться антропометрические и психологические тесты (Боас, Болтон, Ястров, Джильберт…), становясь основным источником приобретения научной информации о детской психике. Кетелл считал, что адекватно разработанные тестовые задания и упражнения позволяют человеку преодолевать недостатки и отклонения в развитии отдельных психических качеств, помогают в формировании индивидуального образа жизни.

Тестирование интеллектуальных способностей остается одним из основных направлений в работе психологической службы в школе США и по сей день.

Недостатки традиционной дидактики породили стремление заменить ее данными экспериментальной психологии.

В этом направлении работали Д. Селли, Э. Мейман (1862-1915), в России – А.П. Нечаев (1875-1943)… Психологические научные разработки переносились в класс и применялись для решения конкретных учебных и воспитательных задач, на их основе пересматривались учебные планы, методы, система упражнений и формы проверки знаний

Работы Д. Селли ''Очерки по психологии детства'' (1895) и ''Педагогическая психология'' (1894-1915) способствовали проникновению психологических идей в учебные заведения, частичному изменению программ и стиля общения педагогов с детьми. Данные, полученные Селли, позволили выделить основные этапы в познавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.

На основе этих положений ученица Селли - М. Монтессори разработала систему упражнений, способствующую интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Основой этой системы стала тренировка ощущений как основных элементов мышления, осознание и интеграция которых способствует познавательному развитию детей.

Немецкий психолог и педагог Э Мейман основал психологическую лабораторию при Гамбургском университете, в которой проводились исследования психического развития детей.

Развивая идеи педологии, Мейман считал основной ее задачей - разработку методологических основ обучения детей. Его трехтомник ''Лекции по экспериментальной педагогике'' (1907) представляли собой энциклопедию педагогической и практической психологии того времени.

Мейман считал, что практическая психология должна изучать не только стадии и общие возрастные особенности, но и индивидуальные варианты психического развития ребенка.