Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 15

1.  США

Трехфакторная модель.

Отцом профориентации можно назвать Френка Парсонса (США), который по заданию правительства в начале века рассматривал вопросы занятости по сферам труда эмигрантов. В результате общего обследования выпускников школ был сделан вывод о том, что они не готовы к выбору профессии. На основе исследований Парсонс формулирует трехфакторную модель проф. ориентационной работы. С этого момента началась подготовка профконсультантов и разработка проф. программ одновременно, образование открытых кабинетов по проф. консультированию. В 1906 году была создана государственная система профориентации, в которую вошли региональные бюро по проф. консультации при бюро занятости и национальный институт труда США.

Содержание модели:

1 фактор – исследование индивидуальных особенностей, способностей и возможностей.

2 фактор – информация о рынке труда, особенностях карьеры, требованиях, которые предъявляет профессия к человеку.

3 фактор – анализ соотношения 1 и 2 факторов.

Поданной схеме профориентация в США проводилась на протяжении 40 лет. Данная модель отражала уровень развития практической и общей психологии конца прошлого, начала нынешнего века.

Основным методом исследования было тестирование уровня развития внимания, памяти, мышления и составление прогноза об успешности в той или иной профессии.

Теоретическими предпосылками данного подхода послужили представления возрастной психологии того времени об онтогенезе как однонаправленном 3 фазном процессе: до 18 лет человек прогрессирует в своем развитии, затем идет мертвая фаза – плато стабильности от 18 до 50 лет, после чего начинается регресс. Т.к. тестирование проводилось в 17-18 лет, то предполагалось, что прогноз вполне возможен.

Открытие гетерохронности в развитии психики доказало невозможность прогнозирования про. успешности таким образом.

Концепции профессионального развития личности.

Пришли на смену теории Парсонса. Автором  данного подхода считается Дональд Сьюпер, который опирался в своих суждениях на современные открытия в области возрастного развития:

1). Развитие человека не заканчивается периодом начала взрослости (человек выбирает профессию и повторно, и в течении жизни неоднократно…).

2). Шарлотта Бюллер создала возрастную периодизацию в основе которой заложены индивидуальные и социальные изменения. Б.Г.Ананьев в работе "Человек как предмет познания" проанализировал несколько тысяч профессиональных карьер и в соответствии со стадиями развития Шарлотты Бюллер выделил 5 стадий профессионального развития человека.

1.  Период роста (от рождения до 14 лет) – формирование функциональных систем, механизмов адаптации, общей трудоспособности.

2.  Стадия развертки (15-24 года) – ознакомление с профессиональным миром, примеривание себя к различным профессиям. Заканчивается выбором профессии.

3.  Период упрочения, закрепления (25-44 года) – человек овладевает основными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Закрепляет их. Это пик профессиональных и творческих достижений. Пик карьеры.

4.  Стадия сохранения, стабилизации (45-64 года) – основная задача сохранить достижения на стабильном уровне.

5.  Стадия спада – снижается уровень работоспособности, физиологические резервы. Отход от дел.

На самом деле каждый человек проходит стадии карьеры индивидуально, т.е. путь профессионального развития у разных людей различен. Сьюперт выделил сначала 6 типов профессионального развития, а затем свел к 4:

1 тип - "обычный" – профессиональное развитие проходит последовательно, укладывается в сроки стадий развития профессиональной карьеры.

2 тип - "стабильный" – человек рано выбирает профессию (стадия развертки укорочена), быстро закрепляется и достигает высот в профессиональном развитии, а затем долго сохраняет стабильную стадию.