Психологическая служба в образовательных учреждениях, страница 18

В это же время выходит серия работ Н.К. Крупской о профессиональной ориентации.

С 1927 по 1936 год – плодотворное развитие проф. ориентации (в школах работают педологи, кот. разрабатывают планы экскурсий на предприятия).

1937 год постановление о педологических извращениях,  результатом которого было прекращение работы по профориентации до 1959 года.

1959 год – постановление верховного совета о политехнизации обучения и о связи школы с жизнью.

В 1968 году открылась первая профориентационная лаборатория при НИИ по профтехобразованию. Развитие системы профориентации на первых порах носило стихийный характер: открывались отдельные лаборатории, создавались первые межшкольные профессиональные комбинаты.

С 1982 года стала складываться государственная система профессиональной ориентации молодежи в СССР. В это же время отрабатываются основные принципы проф. консультирования:

1.  Доступность – конституциональное право на профессиональное самоопределение.

2.  Бесплатность – финансирование из гос. бюджета.

3.  Добровольность – обращения к проф. консультанту и выполнения его рекомендаций.

В настоящий момент в сфере профессиональной ориентации работает примерно 1 200 психологов, но вопрос о профессиональной ориентации остается открытым, т.к. нет координационного центра…

Методы профессионального консультирования.

Существует два уровня проф. консультации:

-первичная консультация предполагает определение профессиональной направленности (ее направленность, интересы, определенность путей достижения профессии, ориентировка в ситуации);

-углубленная консультация предполагает некоторый необходимый анализ структуры способностей.

Первичная консультация обычно начинается как групповая, а заканчивается индивидуально. В программу первичной консультации обычно входит рассказ о том, что необходимо учитывать при выборе профессии (по работам Климова "Треугольный человек"…), а именно 3 основные составляющие:

хочу – интересы, мотивация, направленность,

могу – сфера способностей, потенциальных возможностей,

надо – принцип реальности реализации профессии (потребность общества в профессии).

ХОЧУ – основной показатель: пофессиональная направленность.

Методики Климова и его учеников: ДДО, Опросник проф. готовности для школьников Кабардовой, ОПГ модифицированный, карта интересов.

Кабардова в своем "опроснике" попыталась снять альтернативность выборов, она считает, что профессиональная направленность должна исследоваться в совокупности с профессиональной готовностью и желанием. Поэтому просит отвечать на вопросник трижды. С опросником можно работать, начиная с 9 класса.

ОПГм – облегченный вариант ОПГ Голланда, в нем только 35 вопросов, на которые необходимо дать два ответа (умею и нравится). Оценка о реальности выше, чем в ДДО, но очень сильно зависит от самооценки, т.к.  при низкой СО – низкие результаты в шкале умений. Также зависит от требовательности к себе с учетом прошлого опыта.

Существует вариант теста ОПГ, который дает возможность выйти на конкретные профессии (нечто среднее между тестом Голланда и ОПГм).

Попытка конкретизации ДДО и ОПГ была предпринята с помощью создания карты интресов тремя авторами:

1.  Голомшток (174 вопроса, охватывается 24 сферы деятельности) –можно работать с 10-11 классами.

2.  Федоришина В.А. "Профессиональная работа со старшеклассниками" (90 вопр. – 15 сфер деятельности) – 6-8 классы.

3.  Карпиловская (144 вопр. – 24 сферы деятельности) – 8-9 классы.

ДДО – устойчивые результаты. Основан на определении Климовым понятия профессиональной направленности как обобщенного эмоционального отношения к различным видам труда. При этом отношение может не осознаваться, но вбирает в себя способности.

Мотивы выбора профессии могут быть внешними (укороченный рабочий день, форма одежды, близость к дому…) и внутренними (содержание труда, польза людям…).